Cегодня россияне в среднем живут около 66 лет. К 2008 году у нас прибавится еще один годик. Зарплата бюджетников увеличится почти на 3,5 тысячи (ее средний размер достигнет 9875 рублей в месяц). А число бедных сократится с 15,8 до 9,7 процента. Таковы ориентиры бюджетной политики страны на ближайшие три года, которые минфин обнародовал в четверг на своем официальном сайте.
В рейтинге приоритетов на первом месте - рост средней продолжительности жизни и снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Для примера можно взять социальные ориентиры на 2006 год. Если посмотреть ту часть расходов бюджета, которая касается насущных нужд населения России, то окажется, что на рост заработной платы бюджетников, социальную защиту пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных людей, повышение качества бюджетных услуг казна готова потратить по 12 804 рубля на каждого человека вместо 10 337 рублей, как в нынешнем году. Рост составит, таким образом, 23 процента. Отметим, что с 1 мая 2006 года ставка первого разряда Единой тарифной сетки вырастет до 1100 рублей в месяц, расходы на здравоохранение увеличатся на 64 процента, при этом по сравнению с этим годом в 3 раза больше россиян смогут воспользоваться высокотехнологичными видами медицинской помощи.
Вообще, судя по документу, опубликованному минфином, 2006 год станет переломным для бюджетного процесса в России. Таков ключевой посыл. Надо полагать, что этап становления практики "бюджетирования по результату", вокруг которой сломано немало копий, можно считать завершенным. Не случайно уже на первой странице минфиновского документа рефреном звучит слово "впервые".
Впервые начиная с 2006 года федеральный бюджет "будет составной частью трехлетнего финансового плана". Впервые ориентирами при формировании бюджета станут, дословно: "четко заданные цели и приоритеты государственной политики". А третье "впервые" входит в резонанс с недавним "социальным Посланием" президента политической элите. Итак, впервые в бюджетный "оборот" вводится разделение действующих и принимаемых обязательств государства.
Что это будет означать на практике? Прежде всего то, что государство будет обязано профинансировать все расходы, в том числе те, которые еще только планируются на ближайшее трехлетие. Например, значительный рост заработной платы бюджетников, сообщение о котором стало одной из ключевых тем выступления главы государства. Контуры бюджетной "трехлетки" предполагают поэтапный рост совокупных расходов казны на душу населения - с 3,5 тысячи рублей в нынешнем году до 5,8 тысячи рублей в 2008 году. Стало быть, опять же впервые государство провозгласило, что граждане гарантированно получат те общественные услуги, которые дает государство, только государство, и никто, кроме государства. И которые, заметим, уже "куплены" добросовестными налогоплательщиками. Согласитесь, бизнес не в состоянии предоставить социальное обеспечение, гарантии безопасности и правопорядка, защиту прав и свобод, да и образование и здравоохранение без госрегулятора невозможно себе представить.
Разумеется, нельзя считать все это совершенной новацией: дебаты вокруг новой бюджетной политики велись в течение последних трех лет. Однако сейчас - на пороге принятия бюджета на 2006 год - власть взяла на себя ответственность за наращивание обязательств государства, без скидок на конъюнктуру мировых цен на энергоносители.
На первом месте рейтинга - расходы социальной направленности, затем идут безопасность и цели долгосрочного развития. Общий объем непроцентных, то есть не связанных с обслуживанием госдолга расходов федерального бюджета в 2006 году вырастет, в сравнении с этим годом, на 15 процентов, а в 2008 году - на 27 процентов. Заметим, что это реальный рост с учетом инфляции. Если же говорить об инфляции, то документ минфина подтверждает прежние оценки о том, что инфляция будет последовательно снижаться с 10-11 процентов в 2005 году до 4-5,5 процента в 2008 году.