По информации российской стороны, "с Индией согласована почти вся товарная часть, нет вопросов и по услугам. В настоящее время остаются неурегулированными вопросы с чаем, кофе, специями и в сфере торговых аспектов прав интеллектуальной собственности". Так в чем суть проблемы?
Индийские ассоциации производителей чая, кофе и специй с 1990-х годов протестуют против подделок этой продукции российскими компаниями, изготавливающими ее в РФ, ближнем зарубежье и сбывающими такие товары под маркировкой не просто "индийских", а зачастую с указанием конкретных адресов индийских предприятий или плантаций. По оценкам экономических ведомств Индии, только треть таких изделий на российском рынке является подлинно индийской. Эта проблема постоянно присутствует в российско-индийских переговорах на высшем уровне, а ее неурегулированность обусловила отказ Индии подписать с РФ протокол о вступлении России в ВТО.
На Россию приходится в среднем за год около 15 процентов индийского совокупного экспорта кофе, чая и специй (в этой величине доля чая почти достигает 60 процентов). Хотя российские импортные пошлины на эти товары согласованы, индийская сторона постоянно сетует на недобросовестных российских предпринимателей, которые под индийскими названиями производят продукцию, не имеющую отношения к Индии, и в итоге не только "съедают" солидную долю рынка, но и дискредитируют традиционные отрасли экономики Индии. Индийские министерства экономики, природных ресурсов и торговли, поддерживаемые правительством Индии, требуют запретить производство лжеиндийских товаров в России. Более того: индийская сторона намерена начать расследование фактов контрабандного вывоза российскими компаниями из Индии сырья, из которого затем выпускаются "индийские товары".
По данным ВНИКИ РФ и российской ассоциации "Росчайкофе", до 70 процентов продающегося в России индийских чая и до 80 процентов кофе фасуется на территории РФ, остальное поступает из самой Индии. Индийская же сторона требует, чтобы, например, индийским мог называться только чай, который выращен и расфасован исключительно в Индии. В такой ситуации российским производителям нельзя будет использовать названия сортов "дарджилинг", "ассам", "ахмад", "лисма" и другие.
Заметим, что Индия де-факто возглавляет блок развивающихся стран в ВТО, а их в этой структуре большинство. Со многими из этих государств России еще предстоят переговоры по линии ВТО. Поэтому ограничения производства и сбыта псевдоиндийской продукции в сложившихся условиях отвечают внешнеэкономическим интересам России. По экспертным оценкам Минэкономразвития и Минсельхоза России, такие ограничения наверняка придется ввести в канун завершающего раунда переговоров с Индией по линии ВТО.