Новости

15.09.2005 01:00
Рубрика: Культура

Грим и Гримм

Американский фильм о немецких сказочниках на экранах России
Действующие лица

Терри Гиллиам сказочник завзятый. Он всегда задавал работу гримерам и мастерам спецэффектов. Его "Король-рыбак", "Двенадцать обезьян", "Бразилия" закрепили за ним репутацию выдающегося визионера. Сразу скажу, что в "Братьях Гримм" он явно переборщил по части картонажа - несмотря на совершенство компьютерных технологий, монстры все равно кажутся либо чучелами, либо цитатами из уже виденных фильмов типа "Мумия". В фильме много знакомых с детства персонажей, включая Красную Шапочку и Золушку, но все вместе как-то не сложилось - распадается на более или менее удачные аттракционы.

Главный сюжетный прикол: братьев Гримм заставили участвовать в ими же придуманных сказках. Один стал рохлей-мечтателем, другой драчуном. Первого играет влюбленный ковбой из увенчанной венецианским Золотым львом "Горбатой горы" Хит Леджер, второго - Мэтт Дэймон, который был бы совершенно похож на себя в очередной реинкарнации Борна, если бы не пластиковый нос, придающий ему скандинавскую суровость. К тому же он слишком густо покрыт гримом - словно брат Гримм загорел на Канарах.

Впрочем, картина уже на экранах, и каждый сможет получить от нее свою долю удовольствия. От ностальгии по невинному детству, или от хороших, несмотря ни на что, актеров, или от волшебной атмосферы, которую любят все, но мало кто рискует в этом признаться. Надо впасть в детство - иногда это бывает полезно.

VIP-зона

Терри Гиллиам:

- Сказки - это мой мир. Где много фантазии и невероятных событий. Поэтому и сценарий я воспринимаю с полной верой. Идея была в том, что если создать совершенно реалистичные характеры главных героев, то когда в фильм войдут персонажи из сказки, зритель их тоже станет воспринимать как реальность. И получит много удовольствия, исследуя этот странный мир.

Большое спасибо реальным братьям Гримм, но фильм не про их жизнь. Мы придумали о них сказку: будто они такие героические парни, и путешествуют от деревни к деревне, освобождая жителей от троллей и прочих кошмаров. Наполеоновские солдаты гоняются за ними, но вскоре все герои оказываются в кругу сказочных персонажей, и фантазия окончательно перемешается с реальностью. Братья Гримм написали несколько сотен сказок, но понятно, что нам хотелось использовать хорошо знакомые публике персонажи - Красную Шапочку, Ганзеля и Гретель... Чтобы герои сразу резонировали с воображением зрителей. Хотелось передать сам дух этих сказок - высокооктановую смесь чуда, смеха, страха. Сказки - это тот полигон, на котором человечество тренирует самые темные стороны своей фантазии, а также утоляет жажду справедливой развязки. Пройдя через сказки, человек готовится к вступлению в реальный мир. Меня всегда интересовал конфликт между верой в сказки и идеями Просвещения, которые на самом деле очень жестко ограничивают веру во все таинственное. Мы на этом конфликте, который продолжается и сегодня, построили большую часть фильма.

С самого начала нам стало ясно, что если мы хотим снимать сказку, ее нельзя снимать в натуральном лесу или в настоящей деревне - все надо было придумать и построить. И мы на чешской киностудии "Баррандов" соорудили все, от замков до амбаров. Пришлось дрессировать лошадей и ворон, построить сотни моделей. Фильм снимался в Чехии, а эта страна полна уголков, идеально подходящих для сказки, и удивительно провоцирует ваше воображение. Например, замок Кривоклат в Богемии - импозантная башня XII века, самая старая и исторически ценная в Чехии. Снимали и в других замках - в Качине, Кутной Горе и Ледече. Когда мы бродили по заснеженной Праге среди всей этой уникальной архитектуры - казалось, что мы едем в машине времени куда-то в глубь веков.

...А сердце фильма для меня - это, конечно, Мэтт Дэймон и Хит Леджер. Правда, сначала я хотел на роль Джейка взять Мэтта, потому что он очень самоуглубленный и чувствительный актер, а Уилла должен был играть более решительный Хит Леджер. Но Мэтт сказал, что он хочет играть Уилла, а Хит как раз предпочел Джейка. Так произошла эта рокировка, в которую я сам поначалу не очень верил. Но потом понял, что так значительно лучше - нужно идти поперек актерского характера, тогда получается неожиданно. И так, как они оба выкладывались, я не видел еще никогда.

Мэтт Дэймон на пресс-конференцию Венецианского фестиваля пришел веселый, и когда ведущий представил его журналистам, он жестом шутливо показал, чтобы они встали в едином порыве. "Я думаю, каждый актер счастлив работать с Терри, - отвесил он обязательный в таких случаях комплимент режиссеру Терри Гиллиаму. - Он человек творческий и во все, что делает, вкладывает душу. А такой потрясающий материал, как эти сказки, - лучшее, что мог мне послать Бог. Они смешные и страшные, и совершенно не похожи на все, что я до сих пор делал. Это сказки, но в них очень много от приключенческого кино, от фильмов ужасов, от комедии и даже любовной истории". Что касается компании, в которой актеру пришлось работать, он так и заявил: "Мы могли болтать часами и пить пиво после съемок - это такая команда, в которой мгновенно устанавливается настоящее братство".

Хита Леджера спросили что-то насчет воспитательной роли сказок. Он ответил уклончиво: "Мне, конечно, мама рассказывала их в детстве, и наверное, они развивали во мне воображение. А что касается воспитательной роли, то я не уверен, что дело актера кого-то воспитывать. Пусть сами смотрят и делают выводы - а мы будем играть".

Факты

По первым прикидкам режиссера, роль Уилла должен был играть Джонни Депп, а в числе других звезд приглашались Николь Кидман и Энтони Хопкинс.

Одна из наиболее эффектных и дорогих сцен фильма была вырезана из окончательного монтажа. Причина в том, что по сюжету она шла в самом начале картины, и ни один из последующих эпизодов уже не мог сравниться с ней в зрелищности. По всем законам жанра, шоу должно идти по нарастающей, и сценой решили пожертвовать. Терри Гиллиам пообещал включить ее в число бонусов на будущих DVD.

Бюджет фильма - 80 миллионов долларов. Выйдя на три с лишним тысячи экранов США 28 августа, картина в первый уикенд собрала 15 миллионов. Затем последовал резкий спад интереса к фильму, и приехав в Венецию, Терри Гиллиам не скрывал надежд поправить дела в Европе. Но на Венецианском фестивале "Братья Гримм" имели очень кислый прием и не получили никаких призов.

Культура Кино и ТВ 62-й кинофестиваль в Венеции