15.09.2005 05:00
    Поделиться

    Греф: создание Стабфонда оказало негативное воздействие на динамику экономического роста

    Прежде чем предоставить трибуну Герману Грефу, депутаты немного попугали министров, обсудив в первом чтении законопроект, который давал Думе возможность выражать вотум недоверия не только всему правительству, но и одному, отдельно взятому его члену. Если бы не знать, что в Госдуме нынче так тяжело с подготовленными к чтению на пленарных заседаниях документами, можно было подумать, что депутаты специально решили предварить разговор "О приоритетных задачах и направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу" с обозначения не радужных перспектив для самих министров. Законопроект, подготовленный в бабуринской "Родине", устанавливал, что полномочия вице-премьера или федерального министра могут быть прекращены, если Госдума выразит им недоверие. Причем президент, в соответствии с этим законопроектом, должен уволить неугодных Думе членов кабинета в трехдневный срок.

    Представляя законопроект, Сергей Бабурин сослался на международный опыт парламентского контроля и вспомнил доморощенный - в Верховных Советах СССР и РФ "комитеты и комиссии парламента были принципиально иными структурами: они утверждали министров, они спрашивали с отдельных министров. И это была возможность реального, конкретного, оперативного контроля".

    "А сегодня, - сожалел Бабурин, - сколько бы парламент ни говорил о своих претензиях господину Зурабову или кому-либо еще из членов правительства, это все остается разговором для бедных, потому что требуется либо выражать недоверие правительству, либо снимать претензии к человеку, который не справляется со своими обязанностями". В развитие темы Бабурин заметил: "Эффективной работа правительства будет тогда, когда мы вернемся к модели, существовавшей в первой Думе, когда министры, являясь представителями политических партий, могут сохранять и депутатские мандаты", а само правительство формируется партией, победившей на выборах. "Пока партия не формирует правительство, она не может считаться правящей, - заметил Бабурин, - она может называться придворной".

    Лидера "Родины" народовольцев и социалистов с готовностью поддержали коммунисты. Атаки левых отбивал первый заместитель председателя думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец. Министр Греф и команда управленцев федеральным имуществом, прибывшие к "правительственному часу" ровно в срок, наблюдали за дебатами из правительственной ложи. Александр Москалец строил свою защиту на твердом основании - Конституции России, которая "гласит, что федеральные министры назначаются президентом по представлению премьера". Поэтому, по мнению Москальца, "сама постановка вопроса о недоверии отдельным министрам, а с правовой точки зрения некорректна". Появись такое право у Думы, работа правительства будет дезорганизована. Ведь депутаты смогут один за одним отправить в отставку всех членов кабинета министров, за исключением премьера. К тому же это обидит Совет Федерации, чего доброго мы еще и "вступим в драку с другой палатой", предположил Москалец.

    Он напомнил, что когда Госдума выражает недоверие правительству, "президент вправе согласиться, а может и не согласиться". И правительство продолжит работу. А если в трехмесячный срок Госдуме опять удастся повторить свое решение, президент или отправляет в отставку правительство или распускает Госдуму. Таким образом работает "система сдержек и противовесов". В предложенном бабуринцами законопроекте, по словам Москальца, таких противовесов нет.

    Депутаты, так и не приняв решения, позволять самим себе выражать недоверие отдельным министрам или нет, попросили Германа Грефа к трибуне.

    И правильно. Один из самых нелюбимых Думой, глава минэкономразвития Герман Греф выступил на "правительственном часе" как единомышленник думцев. К глубокому удовлетворению левых, либерал-демократов и части "единороссов" он заявил, что создание такого инструмента, как Стабилизационный фонд, явно оказало негативное воздействие на динамику экономического роста. По словам Грефа, если раньше сверхдоходы в той или иной форме инвестировались в экономику и в конечном итоге был положительный результат, то теперь средства уходят в Стабфонд.

    Министр сообщил народным избранникам, что по итогам семи месяцев был зафиксирован рост ВВП на уровне 5,08 процента и "некоторое замедление динамики", которое наблюдалось в первом квартале года. Добыча нефти и экспорт нефти, которые двигали и развивали экономику во все предыдущие годы, перестали быть двигателем экономического развития в 2005-м, констатировал глава минэкономразвития и поставил задачу - подключать новые моторы и новые источники экономического роста. Греф похвалил депутатов за то, что благодаря активной работе удалось принять пакет принципиальных законопроектов, которые дают правительству "громадное поле деятельности". И пообещал, что на удвоение ВВП Россия все-таки выйдет. Правда, к 2008 году определится только траектория движения к удвоению. "Удвоение ВВП до 2010 года - задача малореальная", - для этого, по словам Грефа, необходим ежегодный прирост экономики более чем на 11 процентов, - но "абсолютно верная, это амбициозный план" - и правительство будет эту задачу "всячески решать". За десятилетие предполагается достичь траектории роста экономики, которая потом позволит удвоить ВВП, "это должно быть более 7,2 процента в год".

    Хотя в других вопросах настрой министра был вполне оптимистичен. Если цены на нефтепродукты удастся стабилизировать, то в сентябре, по словам Грефа, мы можем выйти либо на нулевую, либо на небольшую инфляцию. А это значит, что по итогам года правительству удастся справиться со своими обязательствами - удержать рост цен в рамках запланированного показателя - 10-11 процентов.

    Поделиться