16.09.2005 03:00
    Поделиться

    В России будут строить лесные дороги

    Несмотря на то что Россия является одной из крупнейших лесных держав, уровень заготовки древесины у нас крайне низкий. Сегодня мы рубим лишь 22 процента от того, что можно и нужно рубить. А доля лесопромышленного комплекса во внутреннем валовом продукте - всего 2,5 процента.

    Одна из главных причин недоиспользования лесных ресурсов - невозможность до них добраться, то есть отсутствие дорог. Протяженность дорог на одну тысячу гектаров лесного фонда у нас составляет 1,2 километра. Для сравнения: в США этот показатель равен 10, в Австрии - 36, а в Германии - 45 километрам. При этом только десятая часть лесных дорог в России имеет твердое покрытие.

    По расчетам специалистов, для транспортного освоения лесных территорий нам необходимо строить ежегодно не менее 3 тысяч километров дорог с твердым покрытием. Цена вопроса - 18 миллиардов рублей. Где взять эти деньги? МПР и Рослесхоз предложили принцип софинансирования. Грубо говоря, на рубль, вложенный в проект федеральным бюджетом, должен ответить своим рублем бюджет региональный. Эти деньги, по замыслу, должны окупиться: расходы на строительство войдут в цену участков, расположенных вдоль магистралей.

    Предполагается также и участие частного бизнеса, что до сих пор не приветствовалось в инфраструктурных проектах. Рослесхоз подготовил инвестиционный проект по строительству лесных дорог в нескольких регионах страны, чтобы обкатать схему финансирования и управления такими проектами.

    Конкретные адреса строительства пока не называются - все будет зависеть от готовности регионов внести свою лепту в развитие транспортной инфраструктуры. Предполагается, что среди пионеров будут наиболее крупные лесные регионы, такие, как Архангельская, Вологодская, Иркутская области, Красноярский край.

    По мнению главы Рослесхоза Валерия Рощупкина, увеличение сети лесных дорог должно стать хорошим стимулом для экономического развития регионов в целом и для подъема лесопромышленного комплекса в частности. По прогнозу, уже к 2007 году объем заготовки древесины увеличится со 115 миллионов кубометров до 153 миллионов. В дальнейшем реализация проекта позволит ежегодно прибавлять не менее 45 миллионов кубометров. В Рослесхозе и МПР также рассчитывают на то, что строительство лесных дорог даст новые возможности для развития лесоперерабатывающего комплекса, что сегодня является для России большой проблемой. Более 90 процентов лесного дохода государство получает только за счет одного из семи видов лесопользования, а именно от заготовки древесины. В ведущих лесопромышленных странах все с точностью до наоборот: львиная доля дохода поступает от продукции глубокой переработки.

    Естественно, одних дорог для решения проблемы переработки еще недостаточно. В Рослесхозе подготовлены новые предложения по изменению таможенного законодательства, которые в ближайшее время будут направлены в минэкономразвития. "Вывоз из России круглого леса должен стать невыгодным делом, - убежден Валерий Рощупкин. - Везде, кроме нашей страны, деньги зарабатываются не на операции "спилил - продал", а на втором-третьем переделе, на глубокой переработке леса. Если кубометр леса вывозится из России за 30 долларов, то возвращается в виде готового продукта уже за 400 - 500 долларов". В ближайшее время МПР России направит предложения в минэкономразвития.

    Грядут серьезные изменения и в ценовой политике в лесном комплексе. Действующая сегодня в России система определения ставок на древесину, отпускаемую на корню, далека от совершенства, правда, в последнее время был предпринят ряд шагов, которые позволят установить объективную рыночную стоимость лесных ресурсов. До недавнего времени правительство РФ имело право устанавливать лишь минимальные ставки платы за лес на корню, а полномочиями по конкретным ставкам с учетом региональных особенностей обладали субъекты Федерации. "Большей частью это были конкурсы не инвестиционных программ, а местечковых интересов, - пояснил Валерий Рощупкин. - Допустим, местный чиновник говорит: завтра выборы, надо купить машины "скорой помощи", отремонтировать школу и так далее. Лесопользователь решает эти проблемы и получает лес в аренду по минимальной цене. В результате бюджет недосчитывается огромных сумм".

    Предполагается, что с принятием нового Лесного кодекса реальную рыночную стоимость будут определять аукционы. Что касается принципов установки стартовых ставок на лесные участки, то предлагается формировать их по методу остаточной стоимости. Цена лесного ресурса при этом формируется путем вычитания из рыночной цены лесопродукции всех издержек на ее производство и сбыт, включая прибыль лесопользователя. Метод остаточной стоимости широко используется в странах, где государственные леса занимают большие территории (прежде всего в США и Канаде). Он применялся и в России до 1930-х годов при расчете лесных такс за древесину.

    Поделиться