16.09.2005 05:00
    Поделиться

    Президенты и короли не договорились о реформе ООН

    Президенты и короли не смогли договориться о реформе

    Особенно не повезло первому оратору - президенту Джибути, который выступал практически без зрителей. И даже Кофи Аннан не пришел. Так что приветствия в его адрес были обращены в пустоту.

    Владимиру Путину, выступавшему вторым по счету, повезло чуть больше: народ начал заполнять свои места в зале. И то потому, что его джибутский коллега здорово нарушил регламент, подготовив 15-минутную речь вместо положенной пятиминутной. Впрочем, он многое хотел сообщить мировому сообществу, и пяти минут для этого явно было мало. Президент Джибути поделился своими "печалью, гневом, негодованием" по поводу тех событий, которые произошли в момент проведения саммита тысячелетия в 2000 году. Не меньше расстроила его и неудача в реформировании ООН и Совбеза. Поэтому он рассказал о том, что важно для его страны и как она видит главные проблемы человечества.

    Его замбийский коллега, также являвшийся "соседом" Владимира Путина по выступлениям, фактически поддержал президента Джибути, констатировав неудачу в проведении реформы ООН, и попросил ускорить процесс подготовки изменений Организации Объединенных Наций. Но все же он был не так пессимистичен, как первый выступавший, и поделился тем, что ему очень понравилось решение "большой восьмерки" выделять 0,7 процента ВВП беднейшим странам.

    Не менее категоричен был и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Затосковав по СССР, который обеспечивал равновесие многополярной системы, Лукашенко почти неприкрыто обрушился на США, поругав и ООН, которая позволяет себя использовать как инструмент однополярной политики. Президент Белоруссии живописал страдания Ирака и Афганистана, обиду Венесуэлы и Кубы. И пообещал взять под защиту своей страны всех слабых. По ходу выступления Лукашенко определился и с тем, что такое оружие массового уничтожения, по поводу которого в здании ООН было сказано немало. Это, как оказалось, бедность и нищета.

    Впрочем, сомнения, как выяснилось, мучают и таких лидеров, как Александр Лукашенко. "Мы должны разобраться, верной ли дорогой мы ведем свои страны и человечество в целом. Мы, как и вы, хотим от планеты немного - мира и стабильности". Однако сомнения были недолгими. "Мы не создаем проблем соседям, не претендуем на их территории и право выбора своего пути. Но именно этот выбор моего народа нравится не всем", - прозрачно намекнул президент Белоруссии.

    Кофи Аннан констатировал: договориться по реформе Совета Безопасности ООН так и не удалось. "Реформа от нас ускользает", - сказал Аннан. Фото: Константин Завражин.

    Александр Лукашенко заявил: "ООН - это мы. И мы должны взять в свои руки судьбу мира. Надеюсь, это поймут и сильные мира сего, ведь в конечном итоге однополярный мир обратится против них".

    Лукашенко призвал также усилиями всего мирового сообщества искать ответы на поставленные вопросы. "Тогда ООН станет организацией по-настоящему Объединенных Наций, - подчеркнул он. - В этом смысл реформы ООН, а не в арифметическом числе членов Совета Безопасности".

    Глава белорусского государства призвал мировое сообщество покончить с внутренними коррупционными скандалами и на деле заняться решением актуальных вопросов современности. Он напомнил, что несколько лет назад здесь звучали заявления о наличии в Ираке оружия массового уничтожения. "Где оно? Его нет. А Ирак залит кровью, растерзан", - заявил Лукашенко. Президент Белоруссии задал еще ряд таких же риторических вопросов: о судьбе Афганистана, где ситуация не улучшилась, а, напротив, возросло производство наркотиков, о судебном процессе над Слободаном Милошевичем и Саддамом Хусейном. "Нельзя по-страусиному прятать голову в песок", - убежден Лукашенко.

    Владимир Путин не был таким же "требовательным", как его африканские и белорусский коллеги. Напротив, говоря об ООН, он фактически выступил ее адвокатом, предложив не забывать, что эта организация "принадлежит всем и никому в отдельности" и выразив надежду, что "нам хватит мудрости сохранить ее для следующих поколений". "Два года назад я говорил о необходимости повышения эффективности ООН, - заявил российский президент. - Адаптация к новым реалиям необходима". Но это, по Путину, должно сплотить, а не разъединить организацию. Поэтому, как уже неоднократно заявляла Россия, по реформе ООН нужен широкий консенсус.

    Легкий экскурс в историю ООН "по Путину" также доказывал исключительную пользу этой организации. "Ровесница победы над нацизмом", созданная для "противостояния агрессии, расовому превосходству", ООН, конечно, "сталкивалась с острыми противоречиями". Но, по словам Путина, она стала хорошей площадкой для "системного диалога".

    В борьбе же с терроризмом, который, по мнению Путина, является наследником нацизма, ООН и ее Совбез должны играть главную роль. И, когда Россия примет председательство в ЕС и СНГ, Москва продолжит эту линию.

    Пока Владимир Путин говорил о взаимоотношениях цивилизаций в свете международной террористической угрозы, по залу рассаживались члены делегаций: кто- в костюмах от Бриони, а кто - в бурнусах.

    Вчера же Владимир Путин провел встречу с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Лидеры обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества, возможность реализации совместных проектов в области энергетики, в том числе перспективы участия российских компаний и организаций в сооружении ряда знергообъектов в Иране. Похоже, что оба президента остались диалогом довольны. По окончании встречи иранский лидер подвел итог: "Мощная Россия - лучший друг Ирана, а мощный Иран - один из лучших партнеров России".

    Впрочем, не одна политика была предметом американского интереса Владимира Путина. Дела духовные занимали российскую делегацию ничуть не меньше, чем сугубо политические. Законы мироустройства "преподавали" не только в здании миссии ООН, но и в приходах Русской православной церкви за рубежом, а также представляя коллекцию русской живописи в музее Гуггенхайма.

    Миссия миротворца в делах церковных для Владимира Путина не нова. Еще несколько лет назад, будучи на таком же саммите ООН, российский президент уже пытался объединить поссорившиеся в свое время церкви. И вчера он подводил промежуточные итоги во время посещения Свято-Николаевского собора, который, кстати, был отреставрирован на деньги, выделенные из Президентского фонда, а также Знаменского кафедрального собора. "Диалог между церквами продолжается. Но то, как он будет идти, - дело самой церкви", - сказал Путин во время встречи с главой РПЦЗ Лавром, на которой присутствовали представители Московской патриархии. "Это знак воссоединения русского народа", - сказал Путин.

    Собственно, Владимир Путин приехал поклониться чудотворной Курской Коренной иконе Божией Матери, которая была найдена в 1295 году и знаменита, в частности, тем, что охраняла русских за рубежом, в том числе и от бомбежек во время Второй мировой войны в Германии - у каждого свое чудо. Но зато у российского президента была возможность убедиться в том, что "многая лета" Русская православная церковь за рубежом исполняет ничуть не хуже, чем это делают на родине.

    Поделиться