Российская газета | В наших СМИ проскальзывала, мягко говоря, скупая информация об экранизации романа Солженицына "В круге первом" кинорежиссером Глебом Панфиловым.
Максим Панфилов | Да, это так.
РГ | Кто осуществляет этот проект?
Панфилов | Наша кинокомпания "Вера". В сентябре 2002 года мы приобрели у Александра Исаевича Солженицына права на экранизацию его романа "В круге первом" для кино и телевидения. В марте 2004 уступили часть прав на сериал телеканалу "Россия". Поэтому телевизионную часть проекта мы делаем по заказу РТР.
РГ | Значит, это будет телевизионный сериал?
Панфилов | Нет. Проект включает в себя телесериал и кинофильм. Это будет первое обращение в российском кино к произведению нашего великого современника.
РГ | Кто автор сценария?
Панфилов | Телевизионного - сам Александр Исаевич, киноверсии - Глеб Панфилов. В рамки киноформата невозможно включить все линии романа. Поэтому кинофильм будет по мотивам.
РГ | Кинофильм финансирует Федеральное агентство по культуре и кинематографии?
Панфилов | Кинофильм мы делаем собственными силами. В свое время, в 2002 году, министерство культуры поддержало нас на самом начальном этапе - в предподготовительном периоде. А на производство кинофильма у агентства по кинематографии уже средств не нашлось. Надеемся, что агентство поддержит нас на завершающем этапе работы.
РГ | На каком этапе вы сегодня находитесь?
Панфилов | Съемки начались в декабре 2004-го. Теперь тяжелейший съемочный период завершился. На это ушло шесть месяцев. Сейчас не менее ответственный - монтажный этап работы.
РГ | Расскажите, кто снимался в фильме?
Панфилов | Заключенного Глеба Нержина играет Евгений Миронов. Из "круга первого" он сознательно отправляется в дальние, страшные круги гулаговского ада. Эта роль для фильма важнейшая - ведь это по сути прототип самого писателя. В роли Иннокентия Володина снялся Дмитрий Певцов. Пятнадцать лет назад свою первую роль он сыграл в "Матери" Глеба Панфилова, это был первоклассный дебют, Дима получил за эту роль Феликса, европейского Оскара. Его нынешний герой - молодой успешный дипломат, свободная гармоничная личность, опередившая свое время. В других ролях наши замечательные артисты - Игорь Скляр, Андрей Смирнов, Евгений Стычкин, Михаил Кононов, Галина Тюнина, Ксения Качалина. В небольшой, но очень важной роли жены Герасимовича снялась неповторимая Инна Чурикова. Жену Володина сыграла Ольга Дроздова, дядю - Альберт Филозов, свояка Володина, писателя Галахова - Евгений Гришковец, шефа МГБ Абакумова - Роман Мадянов, Сталина - Игорь Кваша. Мы надеемся, что фильм станет открытием новых молодых имен - Сергея Карякина, Алексея Колубкова, Яны Есипович, Нелли Уваровой. Всего в фильме девяносто персонажей.
РГ | Где проходили съемки?
Панфилов | Были две экспедиции - в дальнее Подмосковье, где мы снимали экстерьеры "шарашки", и на Валдай. Все сцены со Сталиным снимались на настоящей сталинской даче. Не все знают, что та ближняя дача, где Сталин умер, имела своего двойника - на Валдае. Более того: дача кунцевская уже после событий, описываемых в романе, была на этаж надстроена. Так что дача, где мы снимали, даже более точна по экстерьеру. В павильонах "Мосфильма" мы построили две декорации - "шарашку" и "Лубянскую тюрьму". Летнюю натуру снимали в Звенигороде, зимнюю - в Москве, всего не перечислишь.
РГ | Почему же все-таки Глеб Панфилов взялся за "Круг первый"?
Панфилов | Роман "В круге первом" - о проблеме выбора, о том, как в самых тяжелых обстоятельствах человек выбирает трудный, но достойный путь. И побеждает. Эта проблема актуальна для любого времени. Мне кажется, об этом все фильмы Глеба, - начиная от истории Тани Теткиной, талантливой художницы из "В огне брода нет" до истории последнего русского императора в "Романовых". Это его тема.
РГ | Когда зрители смогут увидеть новую картину?
Панфилов | Завершить телевизионную часть проекта мы надеемся в конце нынешнего года, кинематографическую - весной 2006-го.
РГ | За все время вашей работы не было почти никакой информации о проекте. Почему?
Панфилов | Не хотим, чтобы стук опережал звук. У нас был очень напряженный график, работали сутками. Требовались абсолютная сосредоточенность, полная профессиональная и душевная отдача. Осуществить работу, достойную автора книги, - нелегкая задача. В значительной степени благодаря Александру Исаевичу мы живем сегодня в другой стране, ведь так? А по завершении работы можно рассказать о том, как она делалась. Собираемся показать зрителям "Фильм о фильме", который мы снимаем параллельно, и предварить им премьерный показ.