В итоге, правда, выяснилось, что на данный момент ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции одного президента. Разочаровывать собравшихся коллег Джордж Буш не решился и прямо заявил - ООН нужна, в том числе и США. На большее участники саммита, очевидно, и не рассчитывали.
И все же выступления Джорджа Буша на Генассамблее ждали с большим интересом. От Буша ждали ответа на вопрос - собираются ли США вернуться к реальному обсуждению спорных вопросов за "круглым столом" Совбеза. И получили ответ - собираются.
Насколько искренен был американский президент, пока неизвестно. Однако его заявления было достаточно для того, чтобы саммит смог обсудить новые инициативы. Однако полноценного обсуждения не получилось. Не последнюю роль в крайне низких результатах, достигнутых во время предварительных консультаций, сыграл председатель Генассамблеи ООН Жан Пин.
Проект документа можно было внести на обсуждение стран-участниц еще в середине лета. Однако Пин решил не спешить с этим решением и постараться сгладить наиболее острые углы на переговорах с отдельными странами. Когда же понял, что его усилия оказались тщетными, до начала саммита оставалось всего две недели. В итоге за это время согласовать более двухсот замечаний было, конечно же, нереально.
В итоге на саммите в проекте итогового документа остались только заранее согласованные позиции. А спорные было решено без "авралов" обсудить позже. И хотя принятая на саммите резолюция состоит из 178 пунктов, в нее не вошли наиболее важные и в то же время спорные вопросы. Главный из них - модель реформирования Совбеза ООН. Этот вопрос оказался настолько сложным, что мировые лидеры даже не стали ставить приблизительных сроков подготовки плана реформ.
И все же провальным "Саммит-2005" назвать нельзя. Среди принятых документов есть как минимум один, который российские дипломаты по праву считают своей победой. В первый день саммита была одобрена резолюция 1624 Совбеза ООН по противодействию терроризму. В ней сказано, что Совбез самым решительным образом осуждает подстрекательство к террористическим актам. За одним только этим предложением могут последовать серьезные политические и правовые решения, считают в российской делегации.
Между тем
Опираясь на эту резолюцию, России будет значительно проще добиваться, к примеру, от Великобритании выдачи чеченских эмиссаров, которым Лондон пока еще предоставляет политическое убежище. Английский премьер-министр Тони Блэр уже дал понять, что его страна еще раз вернется к обсуждению этого вопроса.