Особенно не повезло первому оратору - президенту Джибути, который выступал практически без зрителей. И даже Кофи Аннан не пришел. Так что приветствия в его адрес были обращены в пустоту.
Владимиру Путину, выступавшему вторым по счету, повезло чуть больше: народ начал заполнять свои места в зале. И то потому, что его джибутский коллега здорово нарушил регламент, подготовив 15-минутную речь вместо положенной пятиминутной. Впрочем, он многое хотел сообщить мировому сообществу, и пяти минут для этого явно было мало. Президент Джибути поделился своими "печалью, гневом, негодованием" по поводу тех событий, которые произошли в момент проведения саммита тысячелетия в 2000 году. Не меньше расстроила его и неудача в реформировании ООН и Совбеза. Поэтому он рассказал о том, что важно для его страны и как она видит главные проблемы человечества.
Его замбийский коллега, также являвшийся "соседом" Владимира Путина по выступлениям, фактически поддержал президента Джибути, констатировав неудачу в проведении реформы ООН, и попросил ускорить процесс подготовки изменений Организации Объединенных Наций. Но все же он был не так пессимистичен, как первый выступавший, и поделился тем, что ему очень понравилось решение "большой восьмерки" выделять 0,7 процента ВВП беднейшим странам.
Не менее категоричен был и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Затосковав по СССР, который обеспечивал равновесие многополярной системы, Лукашенко почти неприкрыто обрушился на США, поругав и ООН, которая позволяет себя использовать как инструмент однополярной политики. Президент Белоруссии живописал страдания Ирака и Афганистана, обиду Венесуэлы и Кубы. И пообещал взять под защиту своей страны всех слабых. По ходу выступления Лукашенко определился и с тем, что такое оружие массового уничтожения, по поводу которого в здании ООН было сказано немало. Это, как оказалось, бедность и нищета.
Впрочем, сомнения, как выяснилось, мучают и таких лидеров, как Александр Лукашенко. "Мы должны разобраться, верной ли дорогой мы ведем свои страны и человечество в целом. Мы, как и вы, хотим от планеты немного - мира и стабильности". Однако сомнения были недолгими. "Мы не создаем проблем соседям, не претендуем на их территории и право выбора своего пути. Но именно этот выбор моего народа нравится не всем", - прозрачно намекнул президент Белоруссии.
Владимир Путин не был таким же "требовательным", как его африканский и белорусский коллеги. Напротив, говоря об ООН, он фактически выступил ее адвокатом, предложив не забывать, что эта организация "принадлежит всем и никому в отдельности", и выразив надежду, что "нам хватит мудрости сохранить ее для следующих поколений". "Два года назад я говорил о необходимости повышения эффективности ООН, - заявил российский президент. - Адаптация к новым реалиям необходима". Но это, по Путину, должно сплотить, а не разъединить организацию. Поэтому, как уже неоднократно заявляла Россия, по реформе ООН нужен широкий консенсус.
Легкий экскурс в историю ООН "по Путину" также доказывал исключительную пользу этой организации. "Ровесница победы над нацизмом", созданная для "противостояния агрессии, расовому превосходству", ООН, конечно, "сталкивалась с острыми противоречиями". Но, по словам Путина, она стала хорошей площадкой для "системного диалога". В борьбе же с терроризмом, который, по мнению Путина, является наследником нацизма, ООН и ее Совбез должны играть главную роль. И когда Россия примет председательство в ЕС и СНГ, Москва продолжит эту линию.
Пока Владимир Путин говорил о взаимоотношениях цивилизаций в свете международной террористической угрозы, по залу рассаживались члены делегаций: кто-то в костюмах от Бриони, а кто - в бурнусах.
А в пятницу утром Владимир Путин отправился в Вашингтон - обменяться впечатлениями от полученной на саммите ООН информации с президентом США Джорджем Бушем. Весь день оба президента собирались провести в Белом доме за разговорами о реформе ООН, ситуации на Ближнем Востоке, ядерной программе Ирана, с новым президентом которого Владимир Путин встречался накануне, о недопущении попадания ОМУ в руки террористов. Затронут президенты, видимо, с взаимной благодарностью и тему помощи в борьбе со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами. Но, пожалуй, самой малоприятной беседой станет разговор о ситуации на постсоветском пространстве. По крайней мере в российской делегации утверждают, что Владимир Путин собирается подробно обсудить с Джорджем Бушем этот вопрос. Впрочем, ни Владимир Путин, ни Джордж Буш не слышали выступлений самых "ярких" представителей постсоветского пространства - Виктора Ющенко и Александра Лукашенко на Генассамблее ООН.