К нынешней встрече премьеров в Будапеште обе страны подошли уже с солидным багажом результатов и наработок. Небывалыми темпами - по 30 процентов в год - растет взаимная торговля. Нынешний год не станет исключением. По данным российского торгпредства в Венгрии, за первые шесть месяцев 2005-го товарооборот между Россией и Венгрией вырос еще на 32,2 процента по сравнению с первым полугодием 2004-го, составив 2,7 миллиарда долларов. Таким образом, по словам российского торгпреда в Будапеште А.С. Прохоренко, к концу года можно ожидать, что впервые за последние 15 лет объем нашей торговли может превысить отметку 5 миллиардов долларов. Это означает, что сегодня Венгрия прочно вошла в элитный "клуб" двадцати основных внешнеторговых торговых партнеров России. Среди бывших партнеров Москвы по СЭВу по объемам торговли она сейчас вторая после 40-миллионной Польши. Для сравнения: в 2002 году, когда нынешнее венгерское правительство только пришло к власти, этот показатель составлял 2,7 миллиарда в год. Так что налицо фактическое удвоение объемов торговли за три последних года. Не каждый может похвастаться такой динамикой. В этом плане Венгрия серьезно выделяется среди остальных стран Восточной Европы.
Важен, однако, не только количественный, но и качественный рост. После достаточно долгого перерыва наши страны от обычного обмена товарами вновь перешли к серьезным совместным проектам в самых разных отраслях. В первую очередь в сфере энергетики, строительства и транспорта. Сфера транспорта в советские времена была одной из самых "продвинутых" по части кооперации советских и венгерских компаний. Заделы прежних времен, как выясняется, не пропали даром. Даже после вступления Венгрии в Евросоюз у многих российских фирм сегодня неплохие шансы получить заказы на местном рынке. Речь прежде всего идет о строительстве 4-й линии будапештского метро и модернизации железнодорожного транспортного узла Чоп-Захонь на украинско-венгерской границе как части 5-го европейского транспортного коридора. За последние два года российские компании уже получили несколько подрядов на модернизацию одной из линий будапештской подземки. Теперь наступает очередь строительства новой ветки протяженностью более десяти километров.
Очень интересен проект развития Чопско-Захоньского узла. С его модернизацией железнодорожный транспортный коридор Дальний Восток - Южная Европа мог бы перетянуть на себя значительную часть контейнерных перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, а заинтересованные страны - Россия, Украина и Венгрия - получать неплохие доходы от транзита. Для осуществления столь масштабного проекта уже создано российско-венгерское АО "Трансконтиненталиш Логистика Хунгари". Вопрос этот не так давно прорабатывался на апрельской встрече в Будапеште министров транспорта трех стран и может сдвинуться в сторону реализации в ходе нынешнего визита в Венгрию российского премьера.
Если в транспортной сфере основные масштабные проекты между нашими странами еще в стадии подготовки, то строительная отрасль уже сегодня может похвастать конкретными ощутимыми результатами. В городе Архангельске при финансовом участии венгерских фирм (объем инвестиций - 30 миллионов долларов) уже ведется строительство областной клинической больницы, оборудованной венгерским диагностическим оборудованием. Аналогичный проект начинает реализовываться в Карелии. В Чувашии венгерские строительные компании при участии венгерских банков (сумма кредита - 5,26 миллиона евро) активно включились в программу строительства социального жилья. Один дом на 325 квартир в Новочебоксарске уже построен, сдача второго произойдет в конце сентября. Опытом Чувашии заинтересовались Татарстан, Республика Коми, Мордовия, Красноярский край, ряд областей Центральной России. Общая стоимость разработанных проектов по строительству жилья на 200 тысяч квадратных метров с участием венгерских компаний может составить 150 миллионов евро. В этом плане не отстает от глубинки и Москва. Уже в этом году в российской столице на территории САО начинается строительство мощного мусоросжигательного завода производительностью 1 тыс. тонн мусора ежедневно. Заказчик проекта - правительство Москвы, исполнитель и инвестор - венгерская компания и австрийский банк.
Все это - лишь небольшая часть тех позитивных процессов, которые происходят в сфере двустороннего взаимодействия наших стран в последние 2-3 года. Раньше такого просто не было. Сюда можно было бы добавить и перспективное сотрудничество российских и венгерских компаний в сфере высоких технологий, выход на венгерский, а через него и на европейский рынок российских компьютерных фирм, российских разработчиков нанотехнологий. В этом плане предстоящие переговоры российского премьера в Будапеште по идее должны подготовить новые "прорывы" на венгерском направлении, которые будут закреплены в ходе планируемого на конец ноября визита в Будапешт президента России. И в этом, пожалуй, основная "интрига" предстоящего визита Фрадкова.