20.09.2005 04:00
    Поделиться

    ФНС утвердила единые стандарты обслуживания налогоплательщиков

    В заявлении, обнародованном управлением международного сотрудничества и обмена информацией Федеральной налоговой службы, говорится, что таким образом ФНС первой из государственных организаций систематизировала и регламентировала процедуры по оказанию услуг налогоплательщикам, содержащиеся в различных нормативно-правовых и ведомственных актах.

    Основная цель документа - совершенствование работы налоговых органов на местах. При этом на первый план выносится задача по созданию нормальных условий обслуживания налогоплательщиков, говорят в ФНС. В едином стандарте прописаны конкретные сроки совершения всех процедур, возникающих во взаимоотношениях с налогоплательщиками.

    Решение ФНС стать пионером в области регламентирования процедур обслуживания граждан и организаций объяснимо. Очереди, волокита, низкое качество обслуживания в налоговых инспекциях - с этим приходилось сталкиваться всем налогоплательщикам.

    Проблема стала настолько острой, что ее решения недавно потребовал и президент. В бюджетном послании он обратил внимание ответственных лиц на необходимость внедрения единых стандартов работы налоговых органов. "Работу налоговых инспекций следует оценивать по таким показателям, как строгое выполнение требований налогового законодательства, качество работы с налогоплательщиками. Необходимо приступить к разработке и применению на практике стандартов деятельности налоговых инспекций, в том числе учитывающих временные издержки налогоплательщиков на сдачу налоговой отчетности", - заявил Владимир Путин.

    Итак, в документе устанавливается, что госрегистрация юрлиц и индивидуальных предпринимателей должна производиться в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Постановка на учет организаций, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов осуществляется тоже за пять дней. Внесение отметки об ИНН в паспорт гражданина производится в день обращения в присутствии налогоплательщика. Налоговая и бухгалтерская отчетность должна быть принята в день ее получения, в этот же день налогоплательщик должен быть извещен о получении отчетности. Рассмотрение письменных заявлений налогоплательщиков и документов, подтверждающих их право на получение налогового вычета у работодателя, налоговики обязаны осуществлять в течение 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления.

    Приказ также регламентирует обязанности налоговых органов по информированию налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетов и регистрации контрольно-кассовых машин (ККМ). Так, регистрация ККМ в налоговом органе должна производиться не позднее пяти дней с момента подачи заявления. В день обращения в присутствии налогоплательщика налоговики обязаны оформить и выдать акт на ремонт контрольно-кассовой машины.

    Что касается услуг по выдаче разрешений, лицензированию, произведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса, то выдача решений о создании постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщиков, совершающих операции с нефтепродуктами, или решений о прекращении деятельности налоговых постов реализуется в трехдневный срок. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче лицензии, ее переоформлении, продлении срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае проведения дополнительный экспертизы он может быть увеличен до 60 дней.

    Еще одно из направлений приказа регулирует оказание информационных услуг по всем направлениям деятельности налогоплательщика. Согласно документу, информирование по письменному запросу налогоплательщика должно производиться не позднее 30 дней со дня регистрации запроса. Жалобы и обращения граждан и организаций налоговики должны рассмотреть в срок не более месяца.

    В приказе налоговики попытались регламентировать даже время нахождения граждан в инспекциях. "Время ожидания в очереди при предоставлении услуги налоговым органом налогоплательщику должно составлять не более 30 минут, при "пиковых" загрузках не более одного часа", говорится в приказе.

    По мнению экспертов, появление этого документа стало хорошей новостью для налогоплательщиков. Он дает возможность упорядочить взаимодействие налогоплательщиков и налоговиков и сделает правила игры для всех более понятными.

       компетентно

    Сергей Борисов, президент "Опоры России":

    - Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, по сути, сводная Памятка для налоговых органов по соблюдению временных границ проведения существующих налоговых процедур. Никаких новых требований к налоговым органам она не содержит, а просто систематизирует положения действующих законодательных актов. Стандарт призван дисциплинировать налоговиков.

    Повлияет ли принятый документ на качество работы налоговых органов? Хотелось бы надеяться. Интересно, что в тексте документа есть примечание, согласно которому "время ожидания в очереди при предоставлении услуги налоговым органом налогоплательщику должно составлять не более 30 минут, при "пиковых" нагрузках - не более 1 часа".

    Как показывает практика, в налоговой инспекции каждый день наблюдаются такие "пиковые нагрузки". Непонятно, кто будет контролировать соблюдение этих временных пределов. Кроме того, налоговые инспекции часто жалуются на нехватку кадров. В этой ситуации принятие Стандарта вряд ли существенно повлияет на оперативность работы налоговиков.

    Впрочем, Стандарт все равно будет очень полезен налогоплательщикам - не нужно будет перелопачивать значительный массив налогового законодательства, чтобы узнать соответствующие требования к форме предоставляемых документов и срокам оказания услуг.

    Андрей Чумаков, руководитель направления по сопровождению международных инвестиционных проектов "Бейкер Тилли Русаудит":

    - Основное значение данного документа состоит в появлении единых сроков совершения сотрудниками налоговых органов тех или иных действий. И в первую очередь - в дисциплинирующей роли данного документа. Дело в том, что значительное число сроков, указанных в приказе ФНС, уже закреплено в тех или иных нормативно-правовых актах, однако сотрудники налоговых органов часто считают себя связанным лишь своими внутренними инструкциями, а не законами. Заставить рядового сотрудника действовать в разрез с инструкцией, но в соответствии с законом на практике очень и очень проблематично. В этой связи появление данного документа в некоторой мере позволяет рассчитывать, что сроки совершения тех или иных действий будут соблюдаться более четко и последовательно. Кроме того, нельзя не отметить, что в Приказе ФНС по ряду действий установлены сроки их совершения, которые ранее не были прописаны.

    Поделиться