Процесс этот не обещает быть скорым, поскольку руководство города стоит на своем и возмещать никому и ничего не намерено. Исполняющий обязанности главы Тулы Владимир Могильников, правда, признал апрельское повышение квартплаты на 40-60 процентов "ошибкой прежнего руководства, результатом заблуждения, в которое коммунальные работники ввели экономистов управы города", и даже подписал постановление о снижении цен на содержание и ремонт жилья с сентября. Но, признав свою неправоту, власть отказалась добровольно вернуть деньги обобранным землякам, а это не менее 430 миллионов рублей. Могильников так и заявил: "Мы понизили тарифы, но перерасчета не будет. Деньги уже ушли на закупку материалов и подготовку к зиме".
Апрельский скачок квартплаты наделал много шума в Туле, тысячи людей уже в мае вышли на митинги протеста, ведь для большинства горожан суммы в квитанциях оказались просто-напросто неподъемными - плата за один квадратный метр жилья оказалась выше, чем в Москве. Нашлись горячие головы, в том числе и в областной Думе, призывавшие туляков не платить по счетам коммунальщиков. Все это подтолкнуло тогдашнего мэра Тулы Сергея Казакова досрочно уйти в отставку.
Новый губернатор области Вячеслав Дудка оперативно и довольно резко вмешался в ситуацию. Выделив из своего резервного фонда на нужды ЖКХ 120 миллионов рублей, он поручил проверить правомерность повышения квартплаты. Выяснилось, что разработчики драконовских тарифов решили превратить убогую провинциальную реальность в столичную сказку. Тарифы на самые дорогие услуги оказались завышены почти на 40 процентов. Управа Тулы оценила годовые затраты на содержание и ремонт жилья, обслуживание лифтов и вывоз мусора в 1,1 миллиарда рублей, а обоснованные расчеты снизили эту сумму до 676,7 миллиона.
Фантазеры от ЖКХ взяли да и вбухали в нормативы то, чего нет и, скорее всего, никогда не будет. Заложили не только капремонт свежих домов, но и уборку лестничных площадок в подъездах, замену лампочек, 100-процентную армию дворников, хотя в наличии их всего 30 процентов, каменщиков, штукатуров, маляров, плотников... В тарифы "вогнали" расходы на содержание сметного бюро, отдела приватизации и прочих чиновничьих контор.
Расчеты долго держали втайне. Региональная энергетическая комиссия несколько раз обращалась в управу Тулы и службу единого заказчика с просьбой предоставить материалы для проверки обоснованности тарифов. В ответ получала только небрежные отписки. Пришлось новому губернатору власть употребить.
- Если бы нам предоставили данные своевременно, - считает председатель РЭК Юрий Орехов,- то жители Тулы смогли бы получить полную информацию о том, за что, на основании чего и сколько они будут платить. Шестнадцать муниципальных образований области, не в пример Туле, своевременно согласовали с нами тарифы, сделали их прозрачными. Это позволило местным бюджетам и населению на ремонте, содержании жилья и вывозе бытовых отходов сэкономить за год более 86 миллионов рублей.
Пять месяцев туляки добросовестно платили за услуги, которых в помине не видели. Сейчас многие представители власти недоуменно разводят руками: мол, как это могло случиться, что с переходом на 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ в нашей области до сих пор нет регионального закона о стандартах жилищно-коммунального обслуживания, значит, нет единого подхода к установлению тарифов на услуги и норм расхода воды, что приводит к существенной разнице в их стоимости до двух и более раз.
Не станем гадать, чем кончится судебное разбирательство. Для нас эта история, помимо всего прочего, показательна еще и тем, что рушит один устоявшийся стереотип. Сколько раз мы слышали: вот выведем оплату услуг ЖКХ на стопроцентный уровень, тогда и начнем настоящую реформу жилкомхоза. Ну вот в Туле вывели, и что? Ведем дальше. За исключением новостроек в квартирах туляков никто и не думает устанавливать счетчики воды и газа, тарифы бессовестно раздуваются, контролеры жалуются на то, что их "не допускают". Реформы в таком духе могут длиться бесконечно, чиновники будут меняться, и у них никогда не будет хватать денег на то, чтобы возместить ущерб, причиненный предшественниками. Правда, к собственно реформе ЖКХ все это никакого отношения не имеет,что и поняли туляки, нашедшие все основания обратиться в суд.
Николай Киреев
"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
ТУЛА