ОПЕК готов увеличить добычу, если сложится форс-мажорная ситуация. Таким стал главный итог саммита ОПЕК. Об этом вчера заявил на заключительном дне работы саммита ОПЕК глава российской делегации, заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус. Пожалуй, едва ли не впервые в истории нефтяного картеля Россия, имеющая статус наблюдателя, решила выйти за его формальные рамки.
Можно отметить, что Россия выбрала благоприятный момент для обязывающих слов: ОПЕК расколот, и можно сыграть роль мирового стабилизатора, на что эксперты, в частности, экс-вице-премьер Александр Шохин, указывали сразу после катастрофических последствий для США урагана "Катрина". Надо учесть, что в будущем году Россия будет председательствовать в "большой восьмерке", а доминирующей темой будет глобальная энергетическая безопасность.
"Мы осознаем, что сегодняшняя выгода от высоких цен может завтра привести к резкому падению спроса и в конечном итоге - к сокращению доходов стран-производителей", - сказал Андрей Реус. Это можно расценивать как скрытую полемику с иранскими "возмутителями спокойствия". Напомним, что Иран пригрозил выйти из ОПЕК, если будет решено увеличивать квоты добычи. Контрпредложение Тегерана было интригующим: снизить на 5-10 процентов и максимально нажиться на гонке цен.
Глава российской делегации акцентировал возрастающую роль России: "Увеличением производства наша страна внесла вклад в дело компенсации потерь от сокращения нефтедобычи в Северном море, в США и других регионах мира. И сегодня Россия является стабилизирующим фактором на мировом нефтяном рынке". Андрей Реус сообщил, что с 2000 по 2004 год Россия продемонстрировала самый высокий рост добычи нефти - в три раза больше, чем страны-члены ОПЕК. А в этом году Россия увеличит производство нефти с 459 до 470 миллионов тонн и, кроме того, подготовит базу для дальнейшего роста.
Саммит, напомним, должен решить, увеличивать ли квоты на добычу нефти, чтобы сбить мировые цены. Перед его началом это считалось "делом техники", но карты спутала позиция Ирана. В свою очередь, сохранение "статус-кво" вызвало столь тревожную реакцию ведущих мировых держав, что продолжился поиск компромисса. Одним из сценариев мог стать выброс на рынок стратегических резервов стран ОПЕК без увеличения квоты добычи. Но состоялся другой компромисс.