Аргументируется такой "либерализм" данными МПР о падении добычи нефти в России.
Но это еще не все. Чтобы цены на бензин перестали расти, правительству следует снизить ставку НДС для топливных компаний с 18 до 13 процентов, считает председатель Совета Федерации Сергей Миронов. И такое обращение к правительству Совет Федерации планирует принять уже сегодня. По мнению Миронова, эта мера даст отечественным производителям конкурентные преимущества. Если предложение Совдепа пройдет через Госдуму, то это станет попыткой рыночного регулирования топливного рынка, причем не дожидаясь 1 января 2007 года, когда могут вступить в силу новые правила взимания НДПИ. Минэкономразвития начало обсуждать судьбу этого налога еще на прошлой неделе. На недавнем совещании в министерстве было заявлено, что предложения по "новым правилам НДПИ" будут готовы к 7 октября. Случайно или не случайно, но сразу после этого состоялся "пакт о замораживании" цен на ГСМ шести крупнейших компаний.
Как видим, новые отношения нефтяников и власти неразрывно связаны с налоговыми новациями. Как известно, еще весной активно дебатировалась возможность снижения НДС с 18 до 13 процентов. Этот ход в целом шел в фарватере стратегической линии на снижение налоговой нагрузки на бизнес. Однако тогда эта идея встретила возражения со стороны минэкономразвития и минфина, видимо, по причине слишком резкого снижения планки этого базового для доходной части бюджета налога. Потенциальные потери оценивались более чем в 200 миллиардов рублей в год. Можно вспомнить и критерий заместителя министра финансов Сергея Шаталова: "Налоговый пресс должен уменьшаться ежегодно на 1 процент".
Поэтому полгода назад прошел компромиссный вариант - ставка НДС не изменилась, но предприятия, внедряющие новые технологии, получили преференции, стимулирующие такую деятельность. Тогда, напомним, всплеск страстей вокруг НДС воспринимался как одиночная инициатива, а налоговая реформа считалась завершенной. Главный упор предлагалось сделать на налоговое администрирование.
Но скандал вокруг резкого роста цен на бензин и дизельное топливо заставил вернуться к "закрытой" теме. В августе стало ясно, что оптимистичный прогноз минпромэнерго о том, что цены на бензин осенью вырастут не более чем на 1-2 процента в месяц, будет разбит в пыль. За первую половину сентября они подскочили более чем на 6 процентов, а экс-министр топлива и энергетики Юрий Шафраник предсказал, что литр бензина вскоре будет стоить 20 рублей.
В этих условиях власть взяла курс на изменение налогообложения нефтяного сектора. Нефтяное лобби давно говорило о том, что привязка НДПИ к мировым котировкам нефти заставляет игроков отрасли компенсировать фискальный пресс взвинчиванием внутренних оптовых цен. А они диктуют рост розничных. Но в прошлом году эти доводы не были услышаны, а главной причиной ценового бума тогда был объявлен картельный сговор нефтяных компаний. Теперь, похоже, искомый нефтяниками результат достигнут.
Кстати, наметившаяся лояльность к налоговым заботам "нефтянки" разделяется далеко не всеми аналитиками. Так, руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич считает, что "эпицентр торможения экономики сейчас находится в нефтедобыче, но вопреки тому, что нередко говорится, это не связано с повышением налоговой нагрузки на отрасль". По его оценке, ресурсов, остающихся после уплаты налогов, в нынешнем году оказалось даже больше, чем в прошлом. Причина в том, что рост налоговых ставок с лихвой компенсируется ростом внешних и внутренних цен.