В ответ на отказ Вильнюса передать летчика и обломки самолета Москве до окончания расследования российский МИД принял решение отказаться от участия в работе двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству.
Причиной такого решения российские дипломаты называют разногласия между Москвой и Вильнюсом из-за российского Су-27. Министры иностранных дел и обороны России Сергей Лавров и Сергей Иванов уже обещали предпринять все необходимые меры для возвращения Троянова в Россию.
Кроме того, глава российского внешнеполитического ведомства выразил беспокойство в связи с заявлениями некоторых членов правительства Литвы о том, что эта катастрофа была специально спланирована.
"Это не тот путь, которым можно решать возникающие проблемы. Мы не раз предлагали нашим партнерам из Прибалтики и нашим партнерам по НАТО заняться урегулированием проблем безопасности воздушного движения и даже совместно управлять воздушным движением. Однако это предложение осталось без ответа", - заявил Лавров.
По его словам, российская сторона добивается возможности принимать участие в расследовании инцидента с российским самолетом. А также требует выдачи пилота и обломков истребителя на том основании, что пилот - российский гражданин, а самолет - собственность России.
В итоге российские и литовские дипломаты обменялись нотами протеста. МИД РФ выразил озабоченность временному поверенному в делах Литвы в связи с затягиванием возвращения России пилота Су-27 и обломков самолета. А МИД Литвы заявил России протест по поводу пропагандистской кампании вокруг падения в Литве российского истребителя.
Что касается прокуратур России и Литвы, то их спор стал еще более жестким. Представитель генеральной прокуратуры Литвы Миндаугас Дуда считает преждевременными заявления, что пилот и управляемый им самолет оказались в Литве случайно и должны быть возвращены России.
"В предсудебном уголовном деле имеется достаточно данных, позволяющих думать, что было совершено преступное деяние", - считает Дуда. По его словам, российский истребитель и его пилот оказались в Литве, не получив на это разрешения. В свою очередь, глава российского оборонного ведомства возмущен тем, что члены комиссии из Службы безопасности полетов Минобороны России, которые присутствуют на допросах Троянова, не имеют права разговаривать с ним.
"Это не совсем совместная комиссия, это попытки слепить подобие некоей совместной комиссии. Ничего общего с такой комиссией расследование, проводимое литовской стороной, не имеет", - пояснил Иванов.
Российским и литовским военным не удалось договориться практически ни по одному пункту, вызывающему разногласия. Даже по поводу "черных ящиков" с Су-27. Россия четыре дня назад доставила технику для их расшифровки в Калининград. Однако литовские власти эту аппаратуру на свою территорию не пропускают.
Единственным достижением Москвы стало то, что генпрокуратура Литвы дала разрешение на встречу Троянова с его женой Ольгой, прибывшей в Вильнюс. "Летчик здоров, психологическое состояние его хорошее", - заявил начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны России генерал-лейтенант Игорь Быков, ссылаясь на данные литовских военных медиков.