В своих расчетах правительство ориентировалось на то, что среднегодовой курс рубля будет составлять 28,6 рубля за один доллар США. А баррель нефти марки "юралс" будет стоить 40 долларов США. Согласно проекту бюджета, доходы от мировой цены на нефть свыше 27 долларов будут зачисляться в Стабилизационный фонд. На конец 2006 года Стабфонд прогнозируется на уровне 2 триллионов 242,3 миллиарда рублей.
Именно вокруг этого фонда и развернулась основная дискуссия первого чтения проекта бюджета-2006 в Госдуме. Министр финансов Алексей Кудрин, представляя депутатам главный финансовый документ страны, признал, что по-прежнему сохраняется высокая зависимость российской экономики от мировой внешнеэкономической конъюнктуры. И в связи с этим в очередной раз объяснил депутатам, зачем нам нужен Стабилизационный фонд. Как сказал Кудрин, "Стабилизационный фонд бюджета позволяет предотвратить реальное серьезное укрепление рубля по отношению к другим внешним валютам и тем самым сохранить конкурентоспособность российской экономики". Стабилизационный фонд, по словам Кудрина, позволяет также сдерживать инфляцию и в среднесрочной перспективе снизить ее до приемлемых 4,5 процента в 2008 году. А снижение инфляции, говорил глава минфина, - это важнейшая стратегическая цель экономической политики Российской Федерации. Оно позволит снизить процентные ставки в экономике, сделать более доступными кредиты для всех хозяйствующих субъектов рынка, прежде всего для малого бизнеса, для населения, которое собирается построить свое жилье. "В конце концов мы должны защитить граждан России от изматывающей инфляции, и Стабилизационный фонд сегодня является основным инструментом решения этой задачи", - привел министр свой главный аргумент. И уточнил, почему так происходит. Большой приток валюты, связанный с высокими ценами на нефть, вынуждает Центральный банк в целях сохранения стабильного курса покупать эту валюту в золотовалютные резервы Российской Федерации. Банк проводит эмиссию, за счет которой в российской экономике скапливается чрезмерное количество денег. Стабилизационный фонд аккумулирует эти деньги. И они могут быть использованы только в особых режимах - или путем обмена обратно на валюту и использование вне Российской Федерации, или оставлены на будущее, когда у правительства будет "возможность использовать эти средства без ущерба для увеличения инфляции внутри российской экономики".
По словам Кудрина, Стабилизационный фонд помогает поддерживать достигнутые темпы экономического роста. "А те политики и экономисты, кто с очень серьезным видом заявляют, что можно увеличить расходы из Стабилизационного фонда, - спорил министр со своими критиками, - по сути предлагают использовать эмиссионные деньги. Но если бы подобное было возможно, можно было и не создавая никакого Стабилизационного фонда, обратиться к Центробанку, чтобы он напечатал деньги. И на них купить оборудование, построить новые объекты. Почему-то такое до сих пор в голову никому не приходило".
Алексей Кудрин несколько раз подчеркнул, что тратить деньги Стабилизационного фонда в таком объеме, как они накапливаются, нельзя. А темп увеличения расходов федерального бюджета должен соответствовать темпу прироста экономики и реальных средств, которые зарабатываются и уплачиваются в виде налогов, не связанных с высокими ценами на нефть. Иначе, заметил он в ответ на очередной депутатский вопрос, мы бы втянулись в инфляционную спираль - "прибавка к зарплате - рост цен", и новый виток.
"Увеличение расходов бюджета в следующем году, которое мы действительно производим более высокими темпами, является предельно возможным и не может увеличиваться без ущерба для дальнейшей цели нашей экономической политики", - отверг Кудрин попытки депутатов поднять планку.
У федерального бюджета будущего года, по словам министра, новая роль. "Это "бюджет развития, который обеспечивает создание предпосылок для дальнейшего увеличения инвестиций в российскую экономику, создание условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности российской экономики". И новое качество - бюджет предусматривает увеличение инвестиций в человеческий капитал, направлен на улучшение качества жизни населения. Важнейшими отличиями "бюджета развития" министр назвал сохранение и прежних достигнутых показателей, связанных со стабильной макроэкономической ситуацией.
Среди важнейших задач нового бюджета Кудрин назвал увеличение расходов на проведение социальной политики. Он сообщил, что на повышение оплаты труда в федеральном бюджете заложено 111,4 миллиарда рублей, на реализацию социальных проектов, озвученных президентом - 108 рублей, а также на дополнительные гарантии, выданные российским предприятиям, которые будут осуществлять национальные проекты, - еще 26 рублей. 57,9 миллиарда пойдет на развитие здравоохранения, 21,9 миллиарда рублей - на проект "Доступное и комфортное жилье гражданам России", по 14 миллиардов рублей - на поддержку образования и агропромышленного комплекса. Расходы на образование, по словам министра, в целом будут увеличены на 29,5 процента, расходы на здравоохранение - 64,6 процента. В полтора раза по сравнению с 2005 годом увеличатся расходы на повышение доступности оказания населению высокотехнологичных видов помощи. Кудрин пообещал, что в ближайшие три года зарплаты бюджетников увеличатся в два раза. И это будет делать с опережением темпов инфляции.
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин отметил несомненные достоинства законопроекта. И похвалил правительство за то, что оно предприняло первую за последние годы попытку мобилизации бюджетной политики на реализацию ключевых задач социально-экономического развития. По мнению Степашина, базовые параметры бюджета в целом сбалансированы, и на сегодняшний день главным вопросом является то, сможем ли мы максимально эффективно распорядиться дополнительно выделяемыми ресурсами на социальные и инвестиционные нужды, сконцентрировать их на наиболее приоритетных направлениях. И при этом не допустить роста инфляции. Особенно, по словам Степашина, это актуально в отношении последних инициатив главы государства по увеличению инвестиций в человеческий капитал и повышение качества жизни.
Однако Степашин обратил внимание депутатов на то, что в следующем году запланировано дальнейшее сокращение доли региональных и муниципальных бюджетов в доходах консолидированного бюджета. И в складывающейся ситуации все большую нагрузку по обеспечению социальной стабильности на местах должен брать на себя федеральный центр. Степашин выразил сомнение в том, что правительство сможет удержать инфляцию в запланированных пределах без принятия мер по ограничению монополизма в сфере ЖКХ, транспорта, электроэнергетики, и обеспечения прозрачности ценообразования на услуги и товары естественных монополий. Глава Счетной палаты считает, что задача, поставленная президентом страны о снижении инфляции до четырех процентов к 2008 году, невыполнима. По мнению Степашина, существует также риск невыполнения поставленной президентом задачи увеличения в полтора раза в течение ближайших трех лет денежного довольствия военнослужащих.
Председатель думского Комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев отметил, что концепция федерального бюджета обладает значительным запасом прочности и заслуживает одобрения. Комитет усмотрел в проекте, предложенном правительством, шаг к повышению качества и точности показателей бюджета, эффективности управления государственными финансами. Однако, похвалив проект, Васильев заявил, что сложившаяся модель российской экономики исчерпала свои возможности.
Большинство участников обсуждения сходились во мнении - бюджет нуждается в значительной доработке и большей конкретизации расходов.