Ни разу, до Олимпиады 2000 года в Сиднее. Через 12 лет побед и триумфов Русский медведь проиграл малоизвестному американцу Рулону Гарднеру. Когда он уходил на процедуру допинг-контроля, на щеке у богатыря блестела скупая мужская слеза. Поражение он воспринял как трагедию.
Сразу после этого он объявил о завершении своей спортивной карьеры - и вот такие получились грустные проводы...
Карелин не ушел далеко, став одним из самых узнаваемых членов Государственной Думы. Но и за решениями политических вопросов Карелин остался со спортом на "ты" - создан фонд его имени, который помогает талантливым парнишкам, проводятся международные турниры его имени.
На этой неделе он отметил свое 38-летие. Скромно, без помпы. А в беседе с нашим корреспондентом признался, что очень ждет чемпионата мира в Будапеште, который стартует в субботу:
- Хочу посмотреть на нашу команду, соскучился по таким крупным турнирам. Понимаете, ведь спорт неотделим от моей жизни, или жизнь от спорта, - улыбнувшись, начал беседу с нашим корреспондентом легендарный атлет.
Российская газета | Александр Александрович, а кем вы хотели стать в детстве?
Александр Карелин | У меня отец шофер был, и я хотел стать водителем. Нет, серьезно! Это была реальная мечта - крутить баранку. Я никого не слушал, даже папу, хотя он мне объяснял, что романтика краг и авиационных шлемов уже прошла.
РГ | И неужели мечта осуществилась?
Карелин | Конечно. У меня первое образование техническое. Я водитель-профессионал с двумя категориями и техник-механик, так что все навыки получены.
РГ | А как же вы попали в спорт?
Карелин | Здесь тоже все очень просто (улыбается). Папа у меня был боксером. Постепенно приобщал меня к спорту. Пока в восьмой класс не пришел мой тренер, Кузнецов Виктор Михайлович, и не объяснил, что есть интересного в борьбе, я занимался и тяжелой атлетикой, и волейболом, и лыжными гонками, что чрезвычайно развито у нас в Новосибирске. У нас, как только снег выпал, везде вешали плакаты "Живешь в Сибири, становись на лыжи". Придя в спортшколу к В. М. Кузнецову, я узнал, что главное в спорте это процесс преодоления. "Поднимешься на пьедестал, не задерживайся на нем долго", - учил он нас. За мной было только одно право, доверять ему во всем и делать чуть больше, чем он требовал.
РГ | Самый главный бой в вашей жизни можете назвать?
Карелин | Конечно, это финальные схватки на олимпиадах. Я четыре раза боролся на Олимпийских играх, представлял разные команды, сначала СССР и СНГ, потом дважды Россию. Самое главное достижение то, что мне довелось быть членом этих команд. Но все поединки, если быть искренним, перекрывает в памяти один - последний, потому что последний - самый яркий. Я однажды только проигрывал иностранцу - американцу на Олимпиаде в Австралии.
РГ | Какие уроки из поражений вы выносили? Существуют ли, на ваш взгляд, безвыходные ситуации?
Карелин | Безвыходных не существует. Бывают ситуации, когда посещает предательская мыслишка: а не бросить ли это все. А уроки можно сформулировать кратко: если выиграл, то победили все - твой тренер, твоя команда; если проиграл, то проиграл ты один и поражение - самый большой стимул для новых достижений и четкая возможность ощутить, насколько ты правильно работаешь. Не помню, кто написал: "Я проиграл, сижу я как в удушье, меня одолевает равнодушье". Самое главное - с этим равнодушием справиться. Я успел побыть в этом состоянии, когда люди связывают с тобой свои ожидания, хотят быть сопричастны с твоей победой, и не оправдать эти ожидания - это очень ощутимо было для меня.
РГ | Какие чувства нужно испытывать к противнику, чтобы его победить?
Карелин | Уважение. И более внимательно относиться к тому, что ты с ним делаешь. У нас это было написано на планшетах из ватмана в спортзале - правила поведения борца. Не будет соперника, с кем бороться-то?
РГ | Есть ли общие моменты в спорте и политике?
Карелин | Основной момент - это то, что ты на виду, то, что связаны с тобой ожидания, график напряженный, разъезды. Я не считаю до сегодняшнего дня работу депутата политической деятельностью, что мы делаем - подписываем регламенты, обеспечиваем распорядок хозяйственной деятельности, гражданские взаимоотношения от бытовых до производственных. Отличия в том, что в спорте больше персональной ответственности, а здесь больше индивидуального творчества.
РГ | Значит, в спорте индивидуальное, а здесь командное творчество?
Карелин | Между командным и коллегиальным есть большая разница, в спорте даже командное достижение разбирается по ролям, в Госдуме иногда роли крайне сложно выявить. Со спортом все ясно, там сильным всегда везет, если ты не пожалел себя, то соответственно ты достиг чего-то. В спорте результат очевиден. Как депутат я никогда не стараюсь вписать свое имя в инициативу. Высказать мнение, чтобы оно было услышано, да, это для меня интересно, но я не пытаюсь с помощью галочек и пометок в табеле продемонстрировать свою активность. Сделанное здесь проходит проверку временем, я намеренно об этом говорю, потому что мы идем эмпирическим путем, и заседание Думы транслируется на всю страну, а хотелось бы на отдельном участке это сначала испытать, потому что как правильно, никто из нас не знает.
РГ | Вам везло на учителей в жизни?
Карелин | Мне всегда везло на хороших людей. Часто говорят, что если бы я жил на Западе, то был бы богатейшим человеком - да, но я бы не был таким. Я представитель нашей самой сильной мировой школы борьбы. Это она дала реализовать мне свои возможности, но главные учителя - мои родители. Они заложили духовную базу и, кроме того, заложили благодатную почву - я никогда не стеснялся учиться и до сих пор не стесняюсь это делать.
РГ | Вам принадлежат слова: "Спорт - это повод сделать себя лучше". Что вы имели в виду?
Карелин | Моим слабым местом, когда я пришел тренироваться, была самодисциплина, самоорганизация, я был "габаритным" молчаливым юношей и мог подтянуться только один раз. И что со мной стало? Кроме того, что я достиг титулов и наград, я начал читать после тренировок. Мне стало проще и в школе, и в техникуме, а потом и в институте, потому что я понял, что это не требует больших энергозатрат. За два часа тренировок я теряю 3 килограмма, а здесь за 3-4 пары с плюшками, пирожками и с газированной водой еще и поправляешься, да еще и в голову себе что-то вкладываешь, не только в желудок. Так что это возможность, а не повод.
РГ | Какие награды для вас самые дорогие?
Карелин | Это искреннее и неподдельное проявление симпатий, я часто получаю такие награды от детей. Самые важные - олимпийские медали. Звание капитана команды, я им был не один год. То, что я один из 15 почетных жителей Новосибирска, своего родного города, за 112 лет его существования. То, что страна оценила мое выступление на третьей Олимпиаде, ведь я в последний момент был включен в команду, но смог победить.
РГ | Какова, на ваш взгляд, национальная идея России, ее общенародная цель?
Карелин | Если мы говорим об общенародной цели, нужно понимать, что иногда восприятие государством национальной идеи и населением разнится. Я считаю, что национальное самоуважение это основное. Нужно не заниматься огульным самобичеванием и не говорить, что у нас только спорт, балет и космический комплекс сегодня еще конкурентоспособны, хотя я не знаю ни одной культуры, ни одного народа, который бы сказал, что его история плоха, а страна является второсортной. Нужно не стесняться быть успешным. Не бояться быть не как все. У нас не модно быть лучшим, быть творческим. Это должно быть общепринято, быть не стандартным, не серым. Нужно быть успешным, не бояться быть хозяином своему слову для начала, своему делу, своей земле. Отказаться от стереотипов, которые нежизнеспособны, и вспомнить о тех корнях, которые у нас есть. Столыпин говорил, что "Россия богата гениями и талантами, не хватает дисциплинированных исполнителей". А дисциплинированный исполнитель чем хорош? - он успешен. Страна должна быть сильна провинцией. Нужно не стесняться гордиться тем, что у нас есть! Нужна успешность как стиль жизни, как повод стать лучше.
РГ | Как стать Александром Карелиным?
Карелин | Надо родиться им. Я не знаю такого рецепта, который позволил бы вскочить на подножку без затраченного труда, без потерь, без компромиссов для тебя. Не бояться работать, не бояться быть лучше тех, кто идет пить пиво, когда ты идешь на тренировку. "Борьба не только рук сплетенье, не только мускулов игра, борьба - она преодоленье себя, каким ты был вчера, себя, каким ты будешь завтра..." и так далее. Все в ваших руках.
РГ | Как вы считаете, что ждет в ближайшем будущем российский спорт?
Карелин | Я с оптимизмом смотрю в будущее. Самое большое богатство в спорте - люди. Тренерский состав - методические кадры сохранены, преемственность обеспечена. Провал, который был после распада СССР по юниорам, по селекционной работе сегодня восполнен. Дворцы строятся, залы создаются, тренеры болезненно самолюбивые и амбициозные работают, вкладывают в ребят свои вариации общепринятых методик. Спорт остается до сих пор самым готовым инструментарием для подготовки в России чемпионов.
РГ | Cамый яркий день вашей жизни?
Карелин | Рождение детей. Это дни, когда рады все близкие родственники и старшие дети. И у меня мечта есть - благоденствия хочу. Благоденствие для меня - это улыбающиеся дети. Благоденствие - это когда заходя в подъезд панельного дома, ты не чувствуешь себя на съемках фильма "Побег из Нью-Йорка 2015 год", где все заварено решетками и мусоропроводы на замках.
РГ | Что бы вы пожелали всем читателям нашей газеты?
Карелин | Я не даю советов, которые не опробовал сам на себе. Не стесняйтесь быть лучшими. Не стесняйтесь быть не такими, как все, не стесняйтесь быть яркими, не делайте из этого эпатажа, просто позволяйте себе роскошь оставаться самими собой, помня, что нет предела совершенству. Вот такой закольцованный, очень простой ответ. Потому что, двигаясь по кругу, само собою понимаешь, что ты просто обречен либо остановиться и упасть, либо подняться на новую ступень в своем развитии.