В рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) будет формироваться наднациональный орган власти ("гиперправительство") в ущерб национальным суверенитетам.
С таким сенсационным заявлением выступил вчера в Душанбе генсек этой организации Григорий Рапота. Прежде о таких планах не говорилось никогда.
Напомним, что именно вопрос о наднациональном органе выдавил Украину из так и не построенного Единого экономического пространства и стал поводом обвинять Россию в "имперских амбициях".
В Душанбе в эти дни проходит серия совещаний ЕврАзЭС. Вчера заседал низший орган - Комиссия постоянных представителей, сегодня - Интеграционный комитет (уровень вице-премьеров, от России приедет Виктор Христенко), наконец, завтра - Межгосударственный совет (уровень премьеров, и Душанбе ждет в гости Михаила Фрадкова). Момента, чтобы "открыть карты", лучше не придумаешь.
Свое заявление г-н Рапота сделал, рассказывая о планах организации. По словам генсека, к будущему году должен сформироваться Таможенный союз (хотя "сроки корректируются"), а после 2009 года должны "в основном решиться коренные задачи, связанные с построением единого экономического пространства". Заговорив о наднациональном органе (г-н Рапота тут же поправился и назвал его "межнациональным"), генсек заметил: "Ему будут переданы некоторые функции национальных правительств. Психологически это трудный вопрос - страны 15 лет боролись за суверенитеты, и вот теперь должны ими поделиться".
Мнения экспертов о смысле этого заявления разошлись. Наиболее простое, хотя и не самое популярное объяснение: Россия, потерпев неудачу в навязывании наднационального органа Украине, пытается взять реванш на более дружественном для нее пространстве, в ЕврАзЭС. Но, скорее всего, дело в другом. В ЕврАзЭС входят три государства, которые не смогли создать ЕЭП вместе с Украиной (Россия, Белоруссия и Казахстан). На саммите СНГ в Казани они взяли на себя обязательство построить Таможенный союз, причем российская сторона мягко увязывала Союз и наднациональный орган, без которого Союз якобы не сможет существовать (в кулуарах этот дипломатический ход называют "планом Христенко", некоторые думают, что вся конструкция принадлежит ему). Внешне это выглядит как построение того самого ЕЭП, о котором договорились президенты четырех стран 23 февраля 2003 года, но без Украины. По сути же в ЕЭП как проекте отпадает надобность, ведь эти три страны входят в ЕврАзЭС. Но это означает, что и другим государствам ЕврАзЭС придется к ним присоединиться. Заявление г-на Рапоты было "пробным камнем", реакцию на который мы можем увидеть уже завтра, когда в Душанбе приедут премьеры.
Мы обратились к г-ну Рапоте за разъяснениями.
Российская газета | Вы не боитесь, что межнациональный орган погубит ЕврАзЭС, как он погубил ЕЭП?
Григорий Рапота | Боюсь. Но перед нами поставлена задача, и мы ее будем выполнять. Да и ЕЭП не то чтобы погублен. В Казани лидеры государств заявили, что они подготовят к 1 марта пакет документов, формирующий Таможенный союз, и три государства будут готовы принять этот пакет. Они входят в ЕврАзЭС. Круг замыкается. Если к трем государствам присоединятся Таджикистан и Киргизия, получим весь пакет документов о формировании Таможенного союза на пространстве ЕврАзЭС.
РГ | Они готовы это сделать?
Рапота | Морально да, а физически будет зависеть от того, как этот пакет будет выглядеть. Он станет компромиссом интересов, но его основные положения должны быть едины: правила торговли с третьими странами и некий наднациональный орган. Сумеем мы эту задачу решить, значит, решим, и не важно, в рамках чего - ЕЭП или ЕврАзЭС.