Мосгордума готовится к выборам

Первым делом самолеты

Российская газета | Владимир Михайлович, не отвлечет ли предвыборная гонка депутатов от непосредственной работы - выработки законов, по которым жить столице?

Владимир Платонов | Работа гордумы построена ритмично. Депутаты ведь не студенты, которые пытаются прочитать весь курс за ночь перед экзаменом. Они в течение всего созыва на деле показывают, что каждый из них способен сделать для своих избирателей и в целом для города. Лишь за этот год гордума рассмотрела 267 законопроектов и приняла 275 правовых актов. Впереди - еще 70 базовых законов, которые надо принять до окончания наших депутатских полномочий.

Так что на Петровке, 22, продолжается нормальный законотворческий процесс.

РГ | На повестке дня сейчас, в частности, проект бюджет города на 2006 год.

Платонов | Да, это сейчас по важности документ N 1, от которого зависит стабильность развития всей московской экономики, а также социальная защищенность москвичей. Поэтому его необходимо принять до выборов нынешним депутатским составом.

РГ | Не случится, что представленный правительством Москвы проект депутаты "утопят", начнется его доработка и утверждать придется уже в следующем году?

Платонов | Надеюсь, что этого не произойдет. За всю свою постперестроечную историю гордума лишь дважды запаздывала с принятием бюджета: в январе 1994 и в 1998 году - после дефолта. Но даже это не помешало Москве в том же 1998 году выплатить все проценты по долгам города и доказать, что даже в таких условиях город не стал менее инвестиционно привлекательным. А в этом году, например, была утверждена вся налоговая база в Москве, что тоже немаловажно - те, кто хочет вложить деньги в столице, могут быть уверены в том, что правила игры известны и не изменятся.

РГ | На поддержку ветеранов и инвалидов войны в проекте бюджета заложено свыше 1,8 миллиарда рублей, или на 100 миллионов рублей больше, чем в 2005 году. Вы уверены в том, что ваши коллеги поддержат это предложение? Как и намерение исполнительной власти довести расходы на социальную часть в целом чуть не до половины всего бюджета?

Платонов | Думаю, что социальные статьи расходов будут утверждены в полном объеме: они никогда не были камнем преткновения для столичных депутатов. Независимо от политических взглядов, все они относятся к вопросам социальной поддержки москвичей как к приоритетным. В этом отношении у нас полная согласованность с действиями исполнительной власти. Депутаты гордумы вместе с правительством Москвы защитили москвичей от поспешного введения 100%-ной оплаты жилья и коммунальных услуг. Узаконили такой важный инструмент, как жилищные субсидии для малоимущих граждан.

Московское ноу-хау

РГ | В начале октября Мосгордума планирует принять еще один знаковый документ - столичный кодекс об административных правонарушениях. Как обещают разработчики, он станет правовым ноу-хау столицы. Зачем вообще потребовалось его принимать? Разве мало имеющегося кодекса на федеральном уровне?

Платонов | У столицы это уже второй кодекс. Первым был избирательный кодекс, принятый в момент, когда стало очевидно, что Москва нуждается в четкой и прозрачной системе выборов. В административном кодексе, составленном с учетом специфики мегаполиса, сведены воедино абсолютно все законы об административных правонарушениях, а также санкции, которые следуют за каждое из них, и разъяснения, кто их исполняет. Пока же из-за разрозненности очень сложно пользоваться имеющимися законами. Упорядочивая нормы, московский кодекс одновременно совершенствует их. В результате появятся штрафы за правонарушения, характерные именно для Москвы. За попрошайничество и бродяжничество, навязчивую религиозную агитацию, за регистрацию приезжих гостей по месту жительства без ведома хозяев и так далее. Или взять хотя бы такой простой пример. Неправильно припаркованная машина в любом областном центре разве что помешает кому-то из водителей или пешеходов. В Москве она иногда парализует полгорода. Потому и наказания за те же самые нарушения здесь, на мой взгляд, должны быть гораздо строже.

РГ | Но это противоречит федеральному Кодексу об административных правонарушениях!

Платонов | Поэтому наказания у нас точно такие же за все, как по всей стране. Хотя, честно скажу, жаль.

РГ | А почему столица так долго - целых восемь лет - застраивалась без генплана?

Платонов | Дело в том, что все эти годы ушли на согласование генплана развития города с правительством РФ в вопросах, касающихся исполнения Москвой столичных функций. В конце концов, депутаты устали ждать и закон о генплане приняли. Но без тех самых статей, которые регламентируют размещение, строительство и реконструкцию объектов федерального значения. Как только федеральный центр захочет отрегулировать этот вопрос, гордума в любой момент готова пойти ему навстречу.

РГ | Закон с белым пятном - для гордумы практика или исключение?

Платонов | Конечно же, это исключение.

РГ | Но скандалов по поводу новостроек все-таки не уменьшилось. Чем вы это объясните?

Платонов | В Москве разработаны все нормы для регулирования любого строительства. Когда они нарушаются, возведение любого объекта на любом этапе строительства может быть остановлено. Но в основе многих конфликтов лежит нередко чисто эмоциональный фактор горожан - нравится не нравится. Или эгоизм: не хочу, чтобы рядом с моим домом появился другой дом, - в магазине будет многолюдно, на автобусной остановке... Об этом приходится напоминать даже коллегам. Одному депутату Госдумы РФ, призывавшему, чтобы все строительство в городе велось с учетом мнения жителей, пришлось однажды сказать: "Вы не жили бы в своем доме, если бы в момент его закладки победило мнение недовольных".

РГ | Так все-таки на чьей стороне депутаты гордумы больше: москвичей или властей?

Платонов | Конечно же, москвичей. Вспомните: кто, как не гордума, стал инициатором закона о гарантиях гражданам, переселяемым с прежнего места жительства. Именно благодаря этому документу москвичи теперь имеют право получить новую квартиру в том же самом районе, а не уезжать с обжитого места в районы-новостройки на окраину столицы. Добиться этого было непросто. Многие чиновники уверяли, что горожане и так должны говорить спасибо за то, что переезжают из "хрущобы" в новую квартиру, а уж где она находится, дескать, дело второе.

Вся жизнь - игра

РГ | Владимир Михайлович, а как вы относитесь к тому, что Москва стала вторым Лас-Вегасом?

Платонов | Плохо, конечно. Ситуация с игорным бизнесом - еще один пример, когда под видом либерализации полностью потерян контроль в этой сфере. Судите сами: разве это нормально, что любой гражданин платит 1200 рублей и получает лицензию на установку любых игорных аппаратов фактически в любом месте! В результате теперь чуть не на каждом шагу стоит по "однорукому бандиту". Когда же игорный бизнес был под надзором субъектов Федерации, этого не было.

РГ | Изменит ли что-нибудь законопроект, регламентирующий размещение игорного бизнеса на территории столицы, который гордума приняла минувшим летом в первом чтении?

Платонов | Надеюсь, что с его помощью исчезнет вседозволенность, будет систематизировано число игорных залов в городе. Их количество будет ограничено, независимо от того, есть лицензия или нет ее. В Центральном округе их будет не более 8 на район, в остальных - не более 4. Причем все они должны быть размещены не ближе 500 метров от образовательных, культурных и медицинских учреждений.

РГ | Но пока закон не принят и ситуация пущена на самотек?

Платонов | Отчего же. Мы пытаемся договориться с правительством РФ о возвращении лицензирования и контроля за игорным бизнесом субъектам Федерации. И, будьте уверены, если нам дадут возможность, то мы порядок наведем.

РГ | Немалый шлейф скандалов потянул за собой и закон о повышении транспортного налога. Стоило ли наживать себе врагов, обременяя малообеспеченных горожан излишними тратами?

Платонов | Могу сказать одно: цены растут на все, растут и налоги. Но заметьте: этот налог не менялся минимум лет пять. В процессе пересмотра же гордума сделала его пропорциональным возросшим доходам жителей столицы. При этом ветеранам сохранили все льготы, а владельцев малолитражных машин до 70 лошадиных сил вообще освободили от налога. Повысился он главным образом на дорогие машины. Но ведь никто из их владельцев по миру не пошел! И не пойдет даже при новых ставках: 7 вместо прежних 5 рублей за лошадиную силу для авто мощностью до 100 лошадиных сил и 20 рублей вместо прежних 15 на авто мощностью от 100 до 150 лошадиных сил.

РГ | Какие нормы законов в Москве, на ваш взгляд, еще недостаточно отрегулированы?

Платонов | Больных, нерешенных вопросов очень много. Например, плохая экология - следствие производства плохих двигателей внутреннего сгорания. Но на уровне субъекта Федерации невозможно запретить въезд в город экологически грязному транспорту: у ГАИ отобрали право останавливать машины, отравляющие москвичей. Проблема дорог, обострившаяся из-за уничтожения дорожного фонда. Сложности в строительстве метро, развитие которого чуть не полностью возложено на наш городской бюджет...

РГ | Какое, на ваш взгляд, главное достижение столичного парламента за последний созыв?

Платонов | Судить москвичам. Для меня же главное - это то, что власть в городе одна, хотя и состоит из трех ветвей. Нормальная система сдержек и противовесов демонстрирует, что можно цивилизованно управлять столицей большого государства по закону.