26.09.2005 00:00
    Поделиться

    Исполнилось 200 лет со дня рождения Веневитинова

    Исполнилось 200 лет самому роковому поэту пушкинской эпохи

    Он родился 14 (26 по новому стилю) сентября 1805 года в Москве в родовитой и культурной дворянской семье. Получил превосходное домашнее образование. В 20 лет он уже был поэтом, прозаиком, философом, математиком, литературным критиком, одним из организаторов "Общества любомудрия". Наконец, это был фантастически красивый юноша! Это был живой Владимир Ленский из "Евгения Онегина" Пушкина, только гораздо умнее и талантливее своего литературного двойника.

    И влюбился он страстно и в то же время, как и Ленский, платонически. Но в замужнюю женщину. Зинаиду Волконскую, держательницу одного из самых хлебосольных салонов Москвы.

    Конечно же, она оценила чувства юноши! И подарила на прощанье перстень, найденный при раскопках Геркуланума. Этот перстень Веневитинов заранее завещал похоронить вместе с ним.

    Спустя некоторое время, находясь на балу у Ланских, ранней весной он выбежал на воздух с распахнутым воротом, простудился и скоропостижно умер. Существует легенда, что он выбежал во двор потому, что ему померещился призрак Волконской. Но ее тогда не могло быть в Петербурге. Ему не исполнилось даже 22 лет.

    А в наше время гибнет, в буквальном смысле погибает дом Веневитинова в Москве, в Кривоколенном переулке! Здание XVII века! Дом, где Пушкин дважды читал "Бориса Годунова"! Вообразите, чтобы в Германии в мерзости запустения находилось здание XVII века, где, например, Гете лично читал "Фауста". На фасаде дома Веневитинова красуется табличка: "Здание охраняется государством". А чуть ниже висит бумажка: "Машины не парковать ввиду обрушающегося фасада. За повреждения РЭУ ответственности не несет". Судьба подобных бесценных зданий почти безнадежна. Спасти такое здание можно, если его берет в аренду богатая фирма. Но фирме невыгодно арендовать ветхое строение и вкладывать деньги в его даже не ремонт, а реставрацию (ведь памятник архитектуры!). Фирме выгодно, чтобы в здании поселились бомжы, и оно... сгорело. На пепелище можно относительно дешево построить "новодел". Очень похожий на дом Веневитинова. Только Пушкин в таком предполагаемом доме "Годунова" не читал. И Веневитинов в нем не жил.

    Поделиться