Валютные биржи СНГ договорились о сотрудничестве

Со второй половины 1990-х годов котировки "ближних" валют в отношении российского рубля устанавливаются и корректируются в зависимости от его реальной цены, то есть платежно-покупательной способности. В том числе в России, включая его российское соотношение с конвертируемыми валютами. По имеющимся данным, только в Белоруссии ввиду лидирующих позиций России в белорусской внешней торговле российский рубль имеет стабильно высокие котировки, но и там, как и в России, он по своей реальной цене существенно уступает практически всем "заморским" валютам. Во многих странах СНГ рубль на порядок дешевле нацвалют и соответственно имеет ограниченную платежно-покупательную способность. В такой ситуации едва ли можно рассчитывать на возможность широкого использования нынешнего российского рубля в межгосударственных расчетах и на его привлекательность для граждан РФ, посещающих ближнее зарубежье (см. таблицу).

Долларовая и евро-составляющая в "ближних" валютных курсах и ценах намного выше, чем в России. Поэтому, с одной стороны, платежно-покупательная способность большинства валют ближнего зарубежья выше, чем российского рубля, но с другой - из-за сравнительно низкого уровня зарплат и пособий товарное наполнение денег ближнего зарубежья (то есть "пакет" товаров и услуг, которые можно приобрести на единицу этих денег) почти во всех странах СНГ низкое, но оно выше аналогичного показателя в РФ. В связи с этим подчеркнем, что по темпам роста цен и тарифов в СНГ лидируют Россия, Грузия и Армения. Иными словами, если в РФ актуальна, можно сказать, двуединая проблема: денежного обеспечения постоянно дорожающих товаров и услуг (то есть платежеспособного спроса), то в других странах Содружества главная проблема - недостаточное "покрытие" национальными деньгами предложения товаров и услуг.

Скажем, в Белоруссии, Украине, Молдавии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и Туркмении средняя платежно-покупательная способность единицы национальной валюты как минимум на треть больше, чем российской. Прежде всего благодаря прямому или косвенному регулированию цен и тарифов. Следовательно, темпы обесценивания нацвалют в упомянутых странах ниже, чем в других государствах СНГ. Вот и получается, что, к примеру, многие товары из большинства стран СНГ, самое меньшее, на четверть, а самое большее - втрое дешевле российских аналогов и иностранных аналогов на российском рынке. Результат - периодические антидемпинговые расследования и, увы, их частая "политизация".

В частности, по данным аналитических исследований, "полный" обед в городских ресторанах и закусочных ресторанного типа Украины ныне обойдется в 20-30 гривен, Молдавии - 15-25 леев, Казахстане - 150-200 тенге, а в России - минимум в 600 рублей. Схожие соотношения и по размещению в гостиницах, отдыху на курортах, транспортным, энергетическим тарифам, ценам на различные товары и услуги. То есть исходя из курсовых котировок (рубль-ближние валюты) платежно-покупательная способность единицы национальных денег в России (и в Азербайджане, Армении, Грузии) наименьшая в Содружестве. Зато "наполняемость" конвертируемых инвалют товарами и услугами во всех странах ближнего зарубежья минимум в полтора раза больше, чем в России.