Телесезон набирает обороты

Сезон набирает обороты. Вернулись в эфир Владимир Познер со злободневными "Временами", Николай Сванидзе с "Историческими хрониками". Вернулась Каменская. Вторую неделю после отпуска отработал телеведущий-секундант Владимир Соловьев. Объявился подзабытый уже было Кирилл Набутов с модернизированной версией "Одного дня". Ну и понятно, что снова в строю семейно-бытовые разборки типа "Большой стирки" и примкнувшие к ним гламурно-глянцевые программы "Звездный бульвар" и "Для тебя".

Попереключаем?..

Из политической аналитики запала в душу программа господина Пушкова "Постскриптум". Эпиграфом к ней могла бы стать любимая фраза Ренаты Литвиновой: "Как страшно жить".

Пушков имел в виду прежде всего не нас, живущих в России, а их, обитающих в Америке. Там - ураганы-девушки "Катрина" и "Рита" - следствие глобального потепления, в котором виновато правительство США. Там же - огненный шар: следствие то ли происков инопланетян, то ли просто недоброе предзнаменование. На Украине неразбериха. Германия в тупике. А религиозные фанатики в Израиле наслали огненный бич на Шарона. Спасется ли он? Как известно телеведущему, от него пали Троцкий и Рабин.

На этом фоне нам несколько легче. У нас, по мысли Пушкова, два бича, слава богу, не огненных - Греф и Швыдкой.

Постскриптумом к "Постскриптуму" мне показалась информация, обнародованная американской телекомпанией "Фокс". Ее штатный метеоролог господин Стивенс утверждает, что ураган "Катрина" был направлен на США с помощью разработанного еще в Советском Союзе секретного "погодного" оружия, основанного на принципе электромагнитного генератора. Его секрет украла японская мафия, именно она воспользовалась им, чтобы отомстить янки за Хиросиму и Нагасаки.

Говорят, эта догадка так захватила воображение самого Стивенса, что он уволился из телекомпании и решил посвятить остаток жизни сбору доказательств, подтвердивших бы ее. Это поступок.

Другой поступок - то, что учинил народный избранник Алексей Митрофанов, сняв фильм в жанре "мягкого порно" о Тимошенко и Саакашвили. Наши каналы, к большому удовлетворению автора, уже которую неделю перемывают этот информационный повод. Самопиар оказался настолько успешным, что подумалось: может, и господину Митрофанову стоит сменить род занятий и посвятить себя целиком политико-эротическому кино.

...Из документалистики на минувшей неделе я бы отметил историко-познавательную ленту про Бутырскую тюрьму. Самое яркое впечатление: посещение ее Жириновским. Очень органично смотрелся вице-спикер в компании с зэками, перебрасывающимися в картишки. Чувствовалось, что там он свой среди своих.

Самая симптоматичная подробность: оказывается, подвалы гестапо, где Мюллер допрашивал Штирлица, снимались в казематах Бутырки.

Подробность аукнулась в новом выпуске "Исторических хроник" Николая Сванидзе, где, в частности, было рассказано, как нацисты скалькировали девиз, начертанный на воротах Соловецкого концлагеря "Через труд к освобождению". В обратном переводе с немецкого то, что обнадеживало узников их "чистилищ", читалось так: "Труд делает человека свободным".

Для кого, для кого?..

Более прочего телекритики раздражились на светские программы "Звездный бульвар" и "Для тебя". Критики любят рассказывать "за всю Одессу". Они говорят: не понимаем, для кого такая передача, где одни тусовочные персонажи ублажают других тусовочных персонажей, где показывают, как приготовляется изысканное французское яство - капуста в шампанском, тогда как: "А у нас на водку не хватает". Страна, за исключением Рублевки, говорят они, живет другими заботами и проблемами. Отчего ж тогда так быстро раскупается проза госпожи Робски о рублевских небожителях? - спрашиваю я.

Они не понимают, я понимаю для кого. Для нас же, для вас же. Для тех из нас, кто часами готов смаковать кухонные дрязги в семейно-бытовых ток-шоу.

Телевизионные помои и телевизионный гламур - сообщающиеся сосуды: они сцеплены нильсборовским принципом дополнительности. Недаром же посетителей телесалона "Для тебя" часто до его открытия приходилось видеть в "прачечных" господина Малахова. Да и сейчас они там завсегдатаи. Просто у них теперь разные площадки для нарциссирования. У Верника с двумя светскими барышнями Робски и Бордовской они прихорашиваются, а у Малахова мудрые советы простым людям дают (подают?): как жить им в любви и согласии. И то, и другое одинаково страшно интересно.

Тем более что возможны и прорывы, и открытия, и откровения.

Мы вот все любуемся телом Тарзана, и до сих пор не догадывались, что у него и душа есть. На одном из недавних выпусков этой передачи он обмолвился, как он и его коллеги, мужчины-стриптизеры (они демонстрировали свои торсы), ранимы и внутренне уязвимы.

То же самое, наверное, могли бы сказать и остальные гламурно-звездные персонажи.

А если серьезно, то ларчик интереса к ним и их заботам трудно живущих простых домохозяек открывается не так уж сложно. Еще когда было замечено, что едва обучившийся грамоте крепостной человек более всего зачитывался книжками из жизни графинь, графьев и князьев. Это у социализированного вдруг человека наружу рвался инстинкт асоциальной жизни, в которой нет места бытовым мелочам, лакейской зависимости, где он живет, повинуясь только природным рефлексам и роковым страстям.

Инстинкт этот и по сию пору "рвется", теперь уже из нас, постсоветских обывателей. Тем более что наша сегодняшняя противоречивая действительность его только подстегивает и провоцирует.

В этом смысле обитатель (обитательница) рублевского замка (та же Оксана Робски или Ксения Собчак) ничем не отличается от бомжа (бомжихи) из какой-нибудь подвальной ночлежки. Они оба (обе) выше повседневных житейских вопросов. Они братья (сестры) по классу, то бишь по деклассированности.

А мы - не выше. Потому и интересуемся: как там и что там за горизонтом?

Некоторые из тамошних спускаются с небес, чтобы нам (всей Одессе) искренне посочувствовать. Спасибо за это Лолите Милявской, взявшейся вести ток-шоу своего имени.

Без комплексов?..

В адрес кабаретной артистки Лолиты как телеведущей уже сказано много комплиментов. И все они имеют под собой основания.

Она пришла на площадку семейно-бытового ток-шоу, уже безнадежно опошленную усилиями господ Комиссарова и Малахова, но держится на ней с достоинством. Главное, что ее отличает от предшественников, - ее человеческая самодостаточность. Ну а кроме того интеллект. Она ведь Спиноза на их фоне. Ее русский не надо переводить на русский. Она со своими реакциями интереснее самого ток-шоу. Такое бывает с ведущими на ТВ. Редко, но бывает.

Женщина она и вправду без комплексов. Или по крайней мере старается казаться таковой. Но тут главное не перестараться. Один комплекс уже сейчас бросается в глаза. По тому, как она демонстративно и наглядно братается с аудиторией, примеривая на себя домашний халат, влезая в безразмерное платье полной женщины, сморкается "на камеру", видно, что звездный статус - это и есть ее больное место.

Посему: она нас за муки полюбила, а мы ее - за состраданье к ним.