Он появился на свет 26 сентября 1950 года в селе Руновщина Полтавского района Полтавской области. Школу окончил на "четыре" и "пять", особо любил химию и поэтому поехал в Харьков поступать в Госуниверситет на химфак. Не поступил...
Права, видимо, поговорка: что ни делается - все к лучшему. Как показала жизнь, на роду у Капашина было написано стать не просто химиком, а военным химиком, да еще таким, которому на рубеже веков выпало решать сложнейшую задачу уничтожения химического оружия.
В Саратовское военное училище химзащиты Валерий Капашин поступил по разнарядке от военкомата. Окончил военную бурсу с отличием. Получив лейтенантское звание, стал командиром учебного взвода и почти сразу сделал свое небольшое воинское подразделение тоже отличным. Военная биография задалась, во всяком случае, звания старшего лейтенанта и капитана он получил досрочно.
Ступени карьерного роста были обычными: командир учебной роты, командир отдельного батальона химзащиты, затем военная академия в Москве, после которой получил должность начальника штаба "химического" полка в Златоусте, через год стал командиром.
Когда случился взрыв на Чернобыльской АЭС, почти весь полк сразу отправили в зону страшного бедствия. В добавок к штатной численности приписали к хозяйству Капашина довольно много "партизан"-резервистов, срочно набранных по всему Союзу. Химики Капашина базировались в тридцатикилометровой зоне и занимались дезактивацией всего, что в ней находилось. Шесть раз подполковник Капашин работал на крыше четвертого блока, выполнял специальное задание в районе бассейна под реактором, где радиация зашкаливала за все мыслимые пределы.
Командование оценило мужество и самоотверженность офицера, его очень скоро наградили орденом Красной Звезды и через два месяца Чернобыльской вахты выдвинули на должность заместителя начальника химических войск Уральского военного округа. И тут случилось непредвиденное.
Как только "партизаны", которых в полку было подавляющее большинство, узнали, что их командира отправляют на повышение, подняли настоящий бунт. Приехавшим забирать Капашина начальникам они в ультимативной форме заявили: ни под чьим другим командованием служить не будем, верим лишь своему командиру, и если "батя" уедет, то мы сами "забьем штыки" в землю, разъедемся по домам.
Валерий Петрович даже и раздумывать не стал, сказав, что останется в Чернобыльской зоне до тех пор, пока его "партизанский" полк не выполнит все поставленные задачи. И прослужил среди бушующей радиации в общей сложности полгода, уйдя из зоны вместе со своей частью, в которой его никогда уже больше не называли по званию и должности, а величали только "батей" и действительно верили как родному отцу.
После Урала Капашин уехал в Венгрию на должность начальника штаба химвойск Южной группы, затем стал начальником химвойск Западного направления.
В период с 1991 года по 1995 год - служба в далекой Каракалпакии, на Дальнем Востоке в должности начальника химических войск округа. За годы службы Валерий Петрович приходит к твердому убеждению, что поистине варварское химическое оружие массового уничтожения само должно быть уничтожено.
Когда генерал-майору Валерию Капашину, служившему на Дальнем Востоке, предложили возглавить управление ликвидации химического оружия, он согласился без раздумий.
В 1996 году он становится начальником управления ликвидации химического оружия в составе войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ).
В 1997 году под его непосредственным руководством начинается строительство важнейшего для страны объекта по уничтожению химоружия в поселке Горный Саратовской области.
В 1998 году он непосредственно участвует в расснаряжении аварийных боеприпасов на арсенале в Леонидовке и полном уничтожении находившихся в них отравляющих веществ.
В 2001 году генерал-лейтенант Капашин назначается начальником Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, и с тех пор стал нести персональную ответственность за все, связанное с безопасным хранением, транспортировкой и ликвидацией ХО.
Понимая, сколь тяжелый груз ответственности лежит на нем, Валерий Петрович уже пять лет работает практически без отпусков и почти без выходных. Но зато ему есть чем гордиться. Построен и успешно работает объект в Горном, завершается строительство завода по уничтожению люизита в Камбарке, полным ходом идет строительство еще более сложного объекта в Марадыковском.
Капашин о химическом оружии знает не понаслышке, он прошел через ад Чернобыля. И ему не надо объяснять, какая угроза исходит от необузданной радиации и боевой химии. Поэтому-то генерал-лейтенант делает все от него зависящее, чтобы ликвидация химического оружия в России шла безостановочно по утвержденному графику и главное - без опасности для гражданского населения.