Налоговые претензии не помешают "Мосэнерго"

Налоговые претензии к "Мосэнерго" не отразятся на ходе реформирования электроэнергетики, поскольку это не более чем корпоративные проблемы, которые не могут поколебать государственной линии.

Такова официальная позиция минпромэнерго, о чем вчера сообщил "РГ" помощник министра промышленности и энергетики Станислав Наумов. Он тем не менее подчеркнул, что возникшая ситуация нуждается в дальнейшем анализе.

Очередной громкий ход налоговики сделали совершенно неожиданно. Под занавес прошлой недели крупнейшая компания РАО "ЕЭС России" - "Мосэнерго" получила "счет" более чем на 7 миллиардов рублей по итогам проверки за 2002-2003 годы. Это немного по сравнению с полутриллионными налоговыми претензиями "ЮКОСу", но абсолютный рекорд для предприятий электроэнергетики.

То, что компания полна решимости "отбиться" в суде или даже в досудебных процедурах, как о том не замедлила сообщить ее пресс-служба, ни у кого не вызвало удивления. Тем более что совсем недавно компания добилась существенного уменьшения суммы по другим претензиям ФНС. И если воспринимать последние события как продолжение рутинных судебных тяжб, то особой интриги вроде бы нет. Однако последний "наезд" на "Мосэнерго" вызвал широкий общественный резонанс не только по причине масштабности суммы.

Бросается в глаза, что впечатляющие финансовые претензии предъявлены спустя неделю после того, как минпромэнерго направило на согласование в Федеральную службу по тарифам перечень объектов капитального строительства РАО "ЕЭС России", а также инвестиционные программы ОАО "ФСК" и ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" на 2006 год. А буквально накануне демарша налоговиков в правительство был направлен проект документа о госгарантиях возврата частных инвестиций. Заместитель директора департамента структурных реформ минпромэнерго Вячеслав Кравченко не без пафоса назвал этот документ "первым шагом к созданию по-настоящему благоприятного инвестиционного климата в электроэнергетике".

Эксперты уже успели посостязаться в прогнозах того, как повлияет гипотетическое удовлетворение иска ФНС на ход реформы РАО "ЕЭС России". Все дело в том, что в отличие от того же "ЮКОСа" здесь "всплывают" материи, выходящие далеко за рамки отношений фискальных органов и хозяйствующих субъектов. Абонентская плата, которую собирает с региональных АО-энерго РАО "ЕЭС России", используется энергохолдингом в том числе и на инвестиционные цели. Само же существование этого главного источника его доходов обусловлено концепцией реформы. Подпирает прогнозируемый РАО "ЕЭС России" к 2008-2009 годам дефицит электроэнергии, собственных средств не хватает, инвесторы боятся рисков переходного периода. Кстати, именно последний барьер и призвана преодолеть система госгарантий, одобряемая и властью, и энергохолдингом.

Немалые средства, собираемые как абонентская плата, до сих пор включаются АО-энерго в себестоимость продукции и тем самым с них не нужно платить НДС и налог на прибыль. Если же ФНС сумеет создать прецедент и добьется признания законности требований взимания этих налогов, то возникнет совсем другая ситуация. Любопытно, что сумма претензий к "Мосэнерго" примерно равна годовой сумме, заложенной в годовую инвестиционную программу этой компании. ФСТ уже, как известно, утвердила тарифы на следующий год, и потому этот резерв покрытия издержек не может быть задействован.

Очевидно, что "Ленэнерго", также попавшее "под прицел" ФНС, находится в другой ситуации, нежели "Мосэнерго". Вокруг нее нет конфликта интересов, подобного московскому. Еще до майского энергокризиса, главным виновником которого был объявлен топ-менеджмент компании, московские власти резко протестовали против разделения "Мосэнерго" на 14 компаний. Они заявили о решимости добиться корректировки схемы реформы в столице. Кстати, этот процесс, причем без скандального фона, уже прошел на Дальнем Востоке и Краснодарском крае. Есть и другая грань темы: более четверти акций "Мосэнерго" принадлежит "Газпрому", который намерен активно внедряться в электроэнергетику. И кризис вокруг компании, не исключено, может усилить роль газового монополиста как потенциального инвестора.

Сейчас можно ожидать поиска нового формата отношений главных "интересантов" процесса. Действительно, политическая линия на реформу не может претерпеть изменений, но неожиданная - для сторонних наблюдателей - активность ФНС в этой сфере может вынудить к выстройке компромиссных методов ее ведения.

Досье "РГ"

Такие же претензии, но на сумму в 360 миллионов рублей, предъявлены налоговиками компании "Ленэнерго"
по результатам проверки за 2003 год, и они ждут судебного вердикта.