Депутаты решат, расширять ли функции Счетной палаты

До сих пор инспекторы Счетной палаты имели право лишь составлять протоколы об административных правонарушениях, обнаруженных в ходе проверок. Рассматривали дела о таких нарушениях мировые судьи, судьи районных судов или органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Счетная палата направляла органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба. И рекомендовала привлечь к ответственности виновных. Она также могла при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении своих предписаний по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

Однако подобная процедура требовала времени, и использовать ее можно было только в случае рецидива. Как свидетельствует практика, исполнение представлений и предписаний Счетной палаты зачастую сознательно затягивалось на длительный период.

Авторы поправок в Закон о Счетной палате и Кодекс об административных правонарушениях посчитали также ненормальной ситуацию, когда протоколы об административных правонарушениях, составленные инспекторами Счетной палаты в отношении чиновников из минфина, в минфин же и направляются. По мнению сенаторов, при таком подходе эффективность административного воздействия практически сводится к нулю. Более того, они увидели здесь "почву для злоупотреблений".

Парламентарии решили восполнить правовой пробел, дополнив Кодекс об административных правонарушениях статьей, которая наделяет Счетную палату правом рассматривать дела о нарушениях, выявленных по результатам проведенных ею ревизий и проверок.

Это могут делать от имени Счетной палаты ее председатель, заместитель председателя и аудиторы.