27.09.2005 03:00
Поделиться

В Польше победили националисты

 По предварительным результатам поражение потерпел весь левый лагерь, включая правящую партию Союз демократических левых сил (СДЛС). Победу одержали правые, консервативные, националистически настроенные партии - "Право и справедливость" и "Гражданская платформа". Их поддержали соответственно 26,5 процента и 24 процента проголосовавших.

Лидер первой партии Ярослав Качиньский заявил, что по результатам выборов будет сформировано коалиционное правительство, а сам он претендует на кресло главы кабинета.

"Право и справедливость" защищает традиционные католические и консервативные ценности. Она весьма скептически настроена по отношению к Евросоюзу, а также к Германии и России. Успеха на выборах партия смогла добиться за счет щедрых обещаний в социальной сфере, включая проект государственной помощи беднейшим семьям, планы активного вмешательства государства в экономику.

"Гражданская платформа", напротив, выступает за сотрудничество с ФРГ и за сокращение налогов для стимулирования экономического развития.

В ходе предвыборной кампании обе партии не особенно распространялись о планах во внешней политике. Подчеркивалось лишь то, что контакты с США еще больше упрочатся, а курс в отношении России и Германии ужесточится. Можно предположить, что Россия рассматривается партиями-победителями как потенциальная стратегическая угроза, а поэтому Польше следует расширить круг источников поставок нефти и газа.

Глава государства Александр Квасьневский заявил, что реализация предвыборных обещаний победителей будет зависеть от поддержки общества и от ситуации с бюджетом. Президент заверил, что уже во вторник готов начать консультации по формированию нового правительства страны.

Пока неясно, как будет выглядеть высшее руководство Польши. Ярослав Качиньский претендует на пост премьер-министра. Его брат-близнец Лех, мэр Варшавы и тоже лидер "Право и справедливость", на ближайших выборах готов побороться за пост президента. Не исключено, что избиратели, а также политический истеблишмент не согласятся иметь близнецов на двух главных государственных постах.

Правда, Ярослав обмолвился, что если брат выиграет президентские выборы, то ситуация осложнится и придется принимать иные решения. То есть не исключен его отказ от кресла главы правительства. Но ведь это только обещания.

Обострившиеся в последнее время отношения между Москвой и Варшавой стали, похоже, мощным возбудителем популистского национализма в обеих странах. По данным газеты "Жиче Варшавы", 53 процента поляков сегодня неприязненно относятся к гражданам России и лишь 18 процентов испытывают к нашей стране симпатию. Поэтому нельзя исключить того, что и президентом Польши может стать националист, придя к власти на волне антироссийских настроений.

В последнее время обе - подчеркнем, обе - стороны не жалели сил для нагнетания напряженности во взаимных отношениях. Для этого с азартом использовались даже самые мелкие поводы, вплоть до драк между подростками. В итоге Москва и Варшава забрели в лабиринт взаимных упреков. Выйти теперь из него, после победы на польских выборах правых и националистов, будет намного сложнее, чем в условиях правления в Польше левого кабинета.

о ком говорят

 Семейное дело
Братья-близнецы Качиньские намерены занять посты президента и премьера Польши

Победа на парламентских выборах правой партии "Право и справедливость" открыла ее лидеру Ярославу Качиньскому дорогу к премьерскому креслу. В то время как его брата Леха, занимающего пост мэра Варшавы, многие политологи считают одним из фаворитов президентской гонки.

Пикантность ситуации придает то, что депутаты сейма - братья-близнецы обладают одним и тем же генетическим кодом. Когда один принимает решение, другой обязательно нервничает. А отличить их друг от друга практически невозможно. Не случайно ряд газет поместил снимки братьев с просьбой угадать, кто из них Лех, а кто Ярослав.

Мама Леха и Ярослава - Ядвига Качиньская считает, что оба сына - "немыслимые неряхи с запачканными галстуками". Охотнее всего отдыхают на прогулках, а в спорте предпочитают быть болельщиками. Души не чают в животных. Ярослав холост, живет вместе с мамой, уверяя, что так ему выгодно, материальные заботы его, мол, обходят стороной. Как друга любит аполитичного, по его словам, кота и разговаривает с ним, как с близким человеком. О Лехе тоже ходит молва: по дороге на работу, увидев покалеченного пса, постарается обязательно доставить его в ветлечебницу.

По мнению мамы, у ее детей, ходивших в разные школы, но получивших одинаковое юридическое образование, телепатическое понимание. У обоих сильно развито чувство справедливости и верховенство права: не случайно они вошли в партию "Право и справедливость", которая выступает с социально-правовых позиций.

Кстати, проблема, как распознать братьев, коснулась даже сейма, где заседают Лех и Ярослав. Вице-председатель партии "Самооборона" даже предложил нацепить одному из братьев кокарду. Ведь даже спецслужбы коммунистов оказались не в состоянии распознавать близнецов. Однажды они арестовали Ярослава, будучи в полной уверенности, что задержали Леха.

Если говорить о политических взглядах братьев, то они ничем не отличаются: оба вышли из "Солидарности". Они националисты, которые придерживаются правых взглядов. И Лех, и Ярослав считают, что в Польше следует основательно разобраться как с теми, кто правил страной до 1989 года, так и с нынешними посткоммунистами.

Между тем

По мнению ряда польских наблюдателей, если один брат станет президентом, а другой - премьером, Польша только выиграет. Братья могут положить конец ставшим уже привычными конфликтам во власти и обеспечить стабильность в политической жизни.