Математику позвали на помощь
Для реализации озвученных главой государства важнейших общенациональных проектов в области медицины, науки и образования, жилищного строительства правительству было поручено составить сетевые графики выполнения мероприятий. А это совсем не то же самое, что отчитываться даже о перевыполнении плана по инфляции или недостигнутых темпах роста. Технология работы даже по принципу сетевого графика предполагает чуть ли не ежедневное расписание плана формализованных мероприятий, определение группы ответственных за их выполнение и, соответственно, жестко персональную, в том числе групповую, периодическую отчетность.
Само же понятие сетевого графика пришло из производства и технологии, использования математических методов при управлении производственно-технологическими процессами, осуществления масштабных и сверхсложных научно-внедренческих проектов, подобных разработке ракетно-ядерного оружия или запуска человека в космос, ликвидации последствий глобальных природных или техногенных катастроф, реализации стратегических оборонительных или наступательных операций военного периода. При этом точно определяется конкретная цель, сроки ее достижения, комплекс и последовательность подготовки и ввода в действие составляющих технологических систем, логические взаимосвязи, возможности оптимизации. Если этот процесс отобразить графически, причем в оптимальном трехмерном измерении, то возникает своеобразная ажурная сетка-спираль, где каждая ступень процесса показана как результат четкого последовательного взаимодействия ответственных исполнительских структур. Естественно, что для того чтобы подобная система действовала, необходимо жестко централизованное руководство и воля руководителя проекта - человека-центра, который больше ничем, кроме проекта, не занимается.
Сколько стоит гимнастика ума
В государственном управлении и обычном бизнесе принцип сетевого графика используется, но по сути применяется крайне редко - как правило, лишь при возникновении чрезвычайных нештатных или форсмажорных обстоятельств, производственных авралах, экстренной мобилизации ресурсов. При этом эффективность использования даже ограниченных ресурсов, оптимизация их потоков на деле здесь уже не играют практически никакой роли, главное - результат. Хотя в теории, как мы видели, сетевой график применяется в том числе и для логической оптимизации последовательности операций, достижения эффективности работы сложных систем. Дело в том, что составление настоящих сетевых графиков - дорогое удовольствие и в спешке или от нечего делать к нему просто так не прибегают.
Насколько успешно в нынешней ситуации правительство может использовать сам принцип сетевого графика также остается вопросом открытым. Вряд ли можно сомневаться в том, что технически это наиболее подходящий механизм для реализации комплексных масштабных общенациональных проектов - причем именно в том целевом виде, в каком они сформулированы сейчас. Правда, для составления сетевого графика необходима еще и формализация постановки задачи, и формулировка технического задания. Для любого общенационального проекта в его нынешнем состоянии это займет минимум два-три месяца - и то, если "бросить все силы". Но "расписать" проекты по ведомствам и срокам пока можно лишь теоретически. Даже если бы нынешние российские ведомства и обладали бы функциями и полномочиями бывших союзных отраслевых министерств, все равно бы возникла проблема их соподчиненности и ответственности. Ведь ни отдельный министр, ни даже премьер не могут нести ответственность только за одни проекты - круг их обязанностей законодательно и объективно шире.
О комиссарах и вариантах
Каждому проекту или всем им вместе необходим собственный "комиссар" - человек с полномочиями составления сетевых графиков, правом координации и руководством работой министерств и ведомств, то есть обладающий всеми необходимыми административными и финансовыми ресурсами. В нынешних условиях в рамках правительства это может быть лишь второй вице-премьер со специальными полномочиями - поскольку один обычный заместитель председателю правительства необходим для текущей работы.
Конечно, в любом случае одним кадровым решением проблему с места не сдвинешь. Возможны варианты. Например, создание государством с участием в капитале некоей независимой структуры, которая бы имела реализацию национальных проектов уставной целью и могла бы финансировать соответствующую работу и организовать ее проведение. Мировой опыт предоставляет более чем достаточный опыт организации и воплощения в жизнь подобных мегапроектов, причем на международном уровне и с участием международных финансовых организаций. Речь идет как о финансировании производственно-инфраструктурных, территориальных проектов, так и о преобразованиях институционального характера в масштабах целых стран. Правда, негативного опыта там едва ли не больше, чем позитивного. Но это, пожалуй, лишь к лучшему. Есть возможность еще раз взвесить все прелести чисто административного или более мягких принципов подхода к преобразованиям, реальной необходимости и важности кадровых решений и много кое-чего еще.
Насколько реальны сроки
Срок представления премьером президенту сетевых графиков реализации национальных проектов истекает через неделю. Вряд ли стоит говорить, что составить настоящие сетевые графики правительство не успеет, поскольку для этого требуется математическая формализация постановки задачи и довольно трудоемкая работа по оптимизации ее выполнения. Сейчас же речь может идти лишь о составлении предварительного плана-программы организационно-технических мероприятий, причем в таком алгоритме, который бы позволил в дальнейшем трансформировать его в настоящий сетевой график. На что требуется гораздо большее время, чем неделю назад потребовал от правительства президент.
Что готовится к выделке
Но главное даже не в этом. Только составление сетевых графиков реализации общенациональных проектов будет стоить совсем недешево: цена труда мощной группы квалифицированных программистов в течение нескольких месяцев. Чтобы идти хотя бы на такие расходы, необходимо уже сейчас точно определить, какими организационно-бюрократическими, административно-кадровыми методами и принципами, финансовыми ресурсами по каждому проекту в реальности мы располагаем и реально намерены их задействовать. Хотя бы навскидку оценить их потенциальную эффективность. Пока же есть основания считать, что само понятие общенациональных проектов еще не вышло за рамки изящной словесной формулировки весьма позитивных президентских инициатив. Реальных системных решений нет. И пока эти инициативы будут продолжать прирастать только бумагами, даже накладные и технические расходы на составление сетевых графиков могут оказаться напрасными. То что чиновники поломают головы - еще не суть страшно. По-настоящему жалко будет прогон вхолостую мозгов математиков и программистов.