28.09.2005 02:00
    Поделиться

    Начался первый Дальневосточный международный экономический конгресс

    Дальше некуда

    О том, что Дальний Восток развивать надо, не говорил только ленивый. Сюда регулярно приезжают министры, ученые, несколько раз были президенты.

    По словам вице-президента РАН академика Александра Некипелова, социально-экономический кризис не покидал Дальний Восток с начала 90-х годов. Этот экономический кризис оказался глубоким и затянувшимся, вследствие регион приобрел черты  самообособленной территории, изолированной от основной части страны с разрывом экономических, политических и культурных связей и созданием собственного замкнутого хозяйства.

    Ученые констатируют: темпы роста инвестиций в экономику региона хотя и выше в 1,5 раза, чем по стране, но эти средства пошли целевым потоком в нефтегазовый комплекс Сахалина и мало сказались на развитии экономики региона. Между тем рост промышленного производства заметно снизился и отстал в 1,28 раза от средних показателей по стране. Доля продукции, поступаемая на внутренний рынок, составила всего 4 процента вместо 75 процентов в советское время.

    Низкий жизненный уровень, чувство оторванности от страны привели к миграции населения с Дальнего Востока. Заработная плата заметно вырывалась вперед от среднероссийской лишь в 2003-2004 годах, а прожиточный минимум до сих пор не поспевает за стоимостью жизни.

    За последние шесть лет Дальневосточный регион покинули более 1,5 миллиона человек, или 15 процентов от общего количества проживающих в восточной части России. Причем более 200 тысяч человек составляют естественную убыль населения. И эти цифры неумолимо растут, население региона ежегодно продолжает сокращаться на 22 тысячи человек.

    Дайте нам точку опоры

    По оценкам экспертов, сложившаяся в экономике атмосфера пока что не стимулирует инвесторов вкладывать деньги, а вынуждает эти средства спасать и прятать. Чтобы избежать в дальнейшем оттока капитала из страны, необходимо открыть Дальний Восток для инвестиций, ведь здесь практически отсутствует жесткая конкуренция, а страны Азиатско-Тихоокеанского региона не спешат вкладывать средства в экономику региона.

    И всегда мы ищем точку роста на востоке России – какой она должна быть?

    – Когда-то казалось, что природно-ресурсный потенциал нашей территории нам даст все. Но оказалось, что ресурсы требуют начальных стартовых капиталовложений и быстрой отдачи от них не получается, – говорит губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. – Возьмите тот же проект «Сахалин»: будучи капиталоемким, он станет давать отдачу лишь на будущий год. Очевидно, что опережающее и комплексное развитие инфраструктуры, в том числе транспортной, и есть та точка приложения сил и точка экономического роста, которая позволит Дальнему Востоку серьезно развиваться. Смотрите – в Европе возникла ситуация с поставкой углеводородов, когда капризничают люди и не пропускают продукцию. А была бы транспортная инфраструктура здесь, на востоке, то появилось бы право выбора у поставщика, и можно было бы проводить более гибкую политику, отправлять нефть в США, Японию и куда угодно. Кто будет лучшие предоставлять условия – с теми и будут сотрудничать.

    Таким образом, мы рассчитываем, что это геополитическое положение Дальневосточного региона может за счет развития транспортной инфраструктуры послужить локомотивом развития территории.

    Кстати, вчера подписано соглашение с американской нефтедобывающей компанией и Хабаровский край будет получать сахалинский газ с шельфа уже осенью будущего года. Нефтеналивной терминал в Де-Кастри стоимостью 800 миллионов долларов – этот проект будет также реализован уже осенью будущего года. Развитие порта Ванино, портов Приморья – тоже точка роста для Дальнего Востока. А каким должен быть инвестор здесь, кто для нас предпочтительней?

    А деньги чьи?

    По мнению участников конгресса, основные вливания должны исходить от отечественного бизнеса, который, вкладывая деньги в развитие восточных регионов, потянет за собой всю экономику страны.

    – Предпочтительней, конечно, российский инвестор, потому что деньги извне – это всегда мотор инфляции, – считает Виктор Ишаев. – Получается, что мы свои деньги вывозим куда-то на сторону и боясь инфляции, не вкладываем денег в экономику собственной страны, а чужие капиталы привлекаем. С такими темпами бегства капитала 2005 год будет для России рекордным. С другой стороны, если сюда идет хороший инвестор, который вкладывает не только деньги, но и отличные технологии – кто же против?

    Накануне по городам и весям Дальневосточного федерального округа «промчался» министр экономического развития и торговли Герман Греф в компании с другими министрами. Его заинтересованность российским Дальним Востоком была искренней. Об этой заинтересованности говорят и цифры: если на программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья ранее было заложено чуть более миллиарда рублей, то сейчас предложено выделить более двух с половиной миллиардов.

    Этот факт, правда, говорит и о другом – в стране появились ресурсы, появились возможности, чтобы их направить именно на восток.

    – Мы не ждем ни от кого гуманитарной помощи, – говорит губернатор Виктор Ишаев. – Мы и в трудные времена ее не ждали. Мы хотим одного: взаимовыгодного экономического сотрудничества. Дальний Восток и АТР всегда тяготели друг к другу. Мы востребованы в этом регионе, но хотелось, чтобы Дальний Восток был востребован как полноправный партнер, а не как сырьевой придаток.

    Учитывая предстоящее вступление России в ВТО, создается очень серьезная конкурентная ситуация, мы должны готовиться к ней.  Полпред в регионе Константин Пуликовский считает, что бизнес России нацелен преимущественно на Европу, а о Дальнем Востоке деловой мир не знает.

    – Будучи в Санкт-Петербурге на экономическом форуме, мы услышали, что экспозиция Дальнего Востока никому не интересна, и это нас насторожило, – говорит он. – Чтобы принимать решения, нужно хорошо знать Дальний Восток. Доходит до смешного: нас даже порой спрашивают контролеры: а почему вы летаете на Камчатку самолетами, а не ездите на поезде? Ведь это дорого…

    А насколько известны мы соседям? Япония и Корея нас практически не знают. Они нас по-прежнему считают Советским Союзом – с тем экономическим и политическим строем, какой был 30 лет назад.

    Участники конгресса считают что, рассматривая стратегию развития Дальнего Востока России, необходимо исходить из долговременных интересов России в этом регионе. Ключевыми элементами здесь остаются улучшение демографической ситуации и формирование постоянного населения.

       комментарий

    Сергей Миронов,
    Председатель Совета Федерации РФ:

    – На Дальнем Востоке происходят пока еще очень небольшие, но позитивные процессы в развитии экономики. Чего стоит одна только автодорога Чита – Хабаровск, которая связала Москву с Находкой. Я думаю, что настала пора компенсировать транспортные издержки, которые накручиваются на всю продукцию, произведенную на Дальнем Востоке. Мы не исключаем возможности, что в скором времени рассмотрим проект о снижении ставки НДС с 18 до 15-13 процентов. Я думаю, что этот шаг позволил бы не только стабилизировать наши затраты в компенсации мировых цен на нефть, но и решил бы задачу по сдерживанию цен на бензин на внутреннем рынке.  В проекте бюджета на 2006 год отдельной строкой заложены инвестиции для Дальнего Востока. Они составят более 17 миллиардов рублей, при том  около 9 миллиардов долларов поступают в регион от иностранных инвесторов.  За пять лет мы только забирали полномочия у губернаторов. Возможно теперь, когда выстроилась жесткая вертикаль власти, часть полномочий из центра можно отдать на места. В частности, губернаторы могли бы получить право распределять и осваивать природные ресурсы. Для этого необходимо внести изменения в новый закон «О недрах».

    Александр Некипелов,
    вице-президент РАН, академик:

     – Дальний Восток я вижу одной из крупных энергетических и трубопроводных систем в Азиатско-тихоокеанском регионе. Необходимо осваивать углеводородное сырье. На Западе оно уже заканчивается, а залежи в Сибири и на Дальнем Востоке во многом еще нетронутые. У Дальнего Востока весьма благоприятные экономические перспективы к 2010-2020 годам, когда регион превратится в одну из крупнейших территорий по газодобыче. Сейчас только осваиваются месторождения в Иркутской области, в Республике Саха (Якутия) и на шельфе Сахалина. Мы планируем, что Дальний Восток будет связан газопроводным кольцом. К 2017 году в строй войдет магистральный газопровод, который выйдет к портам Находки. Но кроме экспорта газа, его потребление станет доступным для глубинки, а это сразу даст нам снижение тарифов на энергию, а значит и стабилизацию в экономике.  Также необходимо заняться модернизацией Транссиба и БАМа и восстановить трансконтинентальный контейнерный мост из Азии в Европу. Дальний Восток прежде всего выполняет функцию транспортной артерии. Он должен беспрепятственно пропускать грузы, и это касается не только железной дороги, но и морских путей, авиасообщения. Сейчас транспортные пути загружены слабо, но в ближайшее время грузопоток будет возрастать.  Для реализации этих капиталоемких проектов требуются огромные инвестиции. Источники средств на сегодняшний день еще не определены. Я вижу два варианта привлечения средств в экономику Дальнего Востока. Первый из них – это централизованный импорт продукции, когда государство из стабилизационного фонда часть денег тратит на глобальную систему переоснащения промышленности, тем самым позволяет предприятиям выпускать конкурентоспособную продукцию и изымает из оборота излишки рублевой массы. Второй путь решения проблемы: создание финансовых институтов, которые бы под низкий процент давали кредиты на развитие отечественного производства.

    Поделиться