29.09.2005 04:10
    Поделиться

    Россия и Казахстан нашли банкира

    Глава НОМОС-банка Игорь Финогенов назначен помощником министра финансов РФ Алексея Кудрина с конкретной задачей - создать этот банк до конца года. "Как только г-н Финогенов этот Банк создаст, он перестанет быть помощником и возглавит это финансовое учреждение", - заявил г-н Кудрин. Сегодня, по словам министра, на заседании правительства кабинет должен одобрить из бюджета выделение 6 миллиардов рублей - первого взноса России в уставный капитал новой структуры.

    Зачем нужен банк, общий для России и ее ближайших постсоветских партнеров? У стран ЕврАзЭС и СНГ есть масса совместных проектов, но нет денег для их реализации.

    Все закрутилось в мае этого года: президенты России и Казахстана выступили за резкое ускорение создания Банка. Почему Банк, нужный многим странам, создают только две? Остальные просто не готовы, это раз, они не могут похвастаться столь крепкими финансовыми системами, это два, и, наконец, Банк интересует прежде всего тех, кто реально работает вместе каждый день, это три. Президенты заявили тогда, что уставный капитал Банка составит 1,5 миллиарда долларов, что они договорились, кто им будет руководить (не назвав персоналий), но обошли вопрос и о штаб-квартире, и об уставе Банка. Зато было заявлено, что другие государства (прежде всего страны ЕврАзЭС) получат полный доступ к пакетам финансовых услуг, если внесут посильный вклад в уставный капитал Банка. Через месяц президенты наших стран объявили, что штаб-квартира расположится в Алма-Ате, филиал - в Петербурге (что выглядело полной неожиданностью), Банк заработает где-то в декабре, а его устав практически готов.

    Есть сведения, что на питерском варианте настаивали сами казахи: во всяком случае присутствие казахских банкиров именно в Северной столице (в ряде других проектов) очень заметно не первый год. Несколько лет назад банк чуть было не приобрел один из эстонских банков, а уже в этом году заявил о создании украинского филиала, причем ему удалось получить добро от несговорчивого украинского МАПа.

    Однако самым серьезным аргументом в этом выборе было то, что НОМОС-банк с самого начала занимается кредитованием реального сектора экономики, в том числе таких отраслей, работать с которыми государство позволяет далеко не каждому банку. Речь идет о поддержке ВПК, финансировании добычи золота, наконец, о кредитной поддержке экспорта продукции машиностроения за рубеж. Эксперты отмечают, что банк фактически можно рассматривать как агента государства в этом сложном и не слишком популярном у "обычных" банкиров секторе рынка.

    Так или иначе, 1,5 миллиарда долларов уставного фонда (Россия, по некоторым данным, уже готова внести свою долю размером в миллиард, не отказывается и Казахстан) - это привлечение как минимум в десятикратном размере частных инвестиций в совместные программы. Для жителей государств ЕврАзЭС это - рабочие места, для лидеров стран - рост ВВП и налоговых поступлений.

    Досье "РГ". Кто и что

    Игорь Финогенов родился в 1959 году в Ленинграде, окончил тамошний кораблестроительный институт, Академию внешней торговли СССР. С 1987 года - экономист ВО "Энергомашэкспорт", с 1991 по 1993 годы трудился в ТПП СССР-РФ. С 1993-го по 1998 год - зампред правления, а потом председатель правления банка "Новая Москва" (НОМОС-банк). С 1998-го по 2000 год работал в ФГУП "ГК "Росвооружение", в 2000 году вернулся в НОМОС в качестве президента. Контролирует, по оценкам СМИ, суммарный капитал в 1,27 миллиарда рублей, входит в дюжину самых богатых банкиров России.

    Поделиться