29.09.2005 03:00
    Поделиться

    Скандал с российским самолетом в Литве

    На месте падения Су-27 могли найти оболочку закодированного блока, но не его содержимое

    Литовский правительственный источник поведал журналистам телеканала, что полковник Йонас Марцинкус был уволен с поста командующего ВВС Литвы именно за то, что проболтался об этом сенсационном факте командующему шестой армии ВВС России.

    Как сообщили накануне руководители минобороны и командования литовской армии, Марцинкус был освобожден от занимаемой должности в связи с тем, что он лишен права работать с секретной информацией. Местные СМИ предполагают, что спецслужбами Литвы могли быть зафиксированы беседы Марцинкуса по телефону с представителями Вооруженных сил РФ о ходе расследования инцидента с российским истребителем.

    Официальный Вильнюс пока не комментирует информацию о том, что код опознания истребителей ВВС РФ мог оказаться в руках Литвы как члена НАТО.

    "Этот вопрос составляет нашу государственную тайну. Возможно, российский пилот на допросе скажет что-то новое", - заявил корреспонденту "РГ" министр обороны Литвы Гядиминас Киркилас.

    Тем временем пилот истребителя Су-27 Валерий Троянов в среду вновь был вызван на допрос межведомственной комиссии. У литовских следователей, анализирующих обстоятельства полета Су-27, возникли к нему дополнительные вопросы.

    "Майор Троянов должен будет ответить на несколько вопросов, возникших в ходе анализа. Это поможет нам подтвердить или опровергнуть некоторые версии", - сообщил глава комиссии бригадный генерал Виталиюс Вайкшнорас.

    Окончательных результатов анализа пока нет. Обладая расшифрованными данными "черных ящиков" и данными из других источников, таких, как показатели радаров, комиссия пытается восстановить весь трехчасовой полет истребителя с момента взлета и до самой аварии, сказал Вайкшнорас. По его словам, это технически сложная, кропотливая работа, требующая большого количества времени.

    Основные этапы следователям уже понятны, однако для получения детальной картины необходимо сопоставить показания Троянова, данные "черного ящика" и информацию наземных радаров.

    Тем временем в Главном штабе Военно-воздушных сил России попадание в чужие руки данных системы опознавания назвали полной ерундой.

    О каком блоке идет речь, и почему военные так опасаются за сохранность его начинки? Систему "свой - чужой" придумали больше тридцати лет назад для идентификации принадлежности с земли и воздуха летательных аппаратов. Тонкости ее работы и тогда, и сейчас генералы держат в большом секрете. Но приблизительно схема выглядит так: приемопередатчик, установленный в фюзеляже, настроен на частоты радиолокационных станций с диапазоном частот несколько сантиметров. В радиусе 250-300 километров блок выдает в эфир свой сигнал для РЛС, и по нему операторы, специалисты ПВО и другие летчики узнают, кто находится в воздухе.

    - На предполетных указаниях каждому экипажу или пилоту наряду с другими данными называют код - одно или двузначное число - и время его действия, - рассказал "РГ" штурман одного из истребителей ВВС России. - Когда летчик садится в кабину, на приборной доске он вручную выставляет заданный код галетным переключателем. Скажем, пилоту сообщили: с 12 до 19 часов действует "семерка" - он выставляет в окошке цифру "7". Оператор РЛС видит на экране радара точку летательного аппарата и посылает ему запрос. После приема от самолета "квитанции" рядом со светлым пятнышком появляется значок-символ, свидетельствующий, что это летит наш борт.

    Примерно так же летчик опознает в воздухе другие самолеты - ему надо лишь включить тумблер "опрос", и умная машина сама выдаст необходимую информацию, высветит ее на экране бортового локатора.

    Секретные коды постоянно меняются, потому расшифровать схему опознавания чрезвычайно сложно. За ней гоняются шпионы всего мира. Когда в 1975 году летчик-перебежчик Беленко перегнал МиГ-25 в Японию, разведслужбы в первую очередь заинтересовала именно система "свой-чужой". Замена ее на всех советских военных самолетах позже обошлась стране в миллиарды рублей.

    Сделал ли майор Троянов все необходимое, чтобы данные секретного блока Су-27 не попали в чужие руки? Военные не сомневаются: да. Предусмотрены два варианта уничтожить заложенную там информацию - активный и пассивный. В первом нагрузка ложится на пилота. Убедившись, что ему не удастся спасти самолет и опасаясь, как бы секретная информация не стала достоянием посторонних людей, он ликвидирует ее нажатием кнопки "Взрыв" - внутри прибора на самом деле происходит мини-взрыв. При пассивном - блок самоуничтожается во время столкновения самолета с землей.

    - Литовцам могла достаться только поврежденная оболочка блока, но никак не его содержимое, - не сомневаются специалисты.

    Электронными автоответчиками-трансфондерами, как правило, оснащают гражданские воздушные суда и самолеты военно-транспортной авиации. Правда, не так давно информагентства со ссылкой на штаб по координации военного сотрудничества СНГ сообщили, что около 600 российских бортов аппаратуры "Пароль" не имеют. Эксперты уточнили, что речь идет главным образом о спортивных и частных самолетах.

    прямая речь

    Сергей Иванов,
    МИНИСТР ОБОРОНЫ РФ:

    - На борту из оружия были четыре ракеты "воздух-воздух" и пушка - то есть штатное вооружение Су-27. Другое оружие на этот полет не устанавливалось. Ничего секретного ни ракеты, ни сам самолет не несли. Кроме блока "Свой-чужой", который при катапультировании автоматически самоуничтожился. Взрыва при падении не было, что еще раз говорит о профессионализме летчика, выработавшего топливо. Ракеты он тоже совершенно правильно не сбрасывал перед катапультированием, иначе они перешли бы в неуправляемый полет, неизвестно куда бы упали и какой ущерб нанесли. Троянов знал, что при падении самолета взрыва не будет, соответственно и ракеты не взорвутся. Они и не взорвались.

    Поделиться