03.10.2005 03:00
    Поделиться

    "Золото бунта" свалилось на головы читателей как прошлогодний снег

    "Иванов - золотовалютные резервы русской литературы", - выкликает "Афиша" устами Льва Данилкина.

    "Иванов - самый яркий писатель, появившийся в российской литературе XXI века", - вторит "Афише" "Книжное обозрение", не обращая внимания на тот факт, что века-то всего пять годков без малого минуло.

    "Мастерство всегда чудо", - очень "свежо" замечает в связи с Ивановым электронный "Русский журнал", почти повторяя нетленные слова Леонида Ильича Брежнева на XXV, помнится, съезде КПСС: "Талант - явление редкое".

    Понятно, что это не критика, а рекламные слоганы. Заказуха в чистом виде, причем не важно - "внешняя" или "внутренняя". "Внутренняя" заказуха того же порядка явление. Существует, например, в целом неплохая премия "Национальный бестселлер", базирующаяся в Петербурге. Там "номинатор", если правильно "угадал" "номинанта" (то есть того, кто выиграет премию), получает типа 3000 долларов в виде вполне легального "отката", который заложен в саму структуру премии.

    Но обратимся к самому Иванову.

    Он родился в 1969 году в Перми в семье кораблестроителей. Учился на журналиста, но диплом получил на факультете истории искусства. Он много путешествовал по Уралу в качестве проводника. Кроме того, сменил кучу профессий, от сторожа до преподавателя университета. Хорошая биография. Как писатель он плодовит: два больших романа ("Сердце Пармы" и "Золото бунта") уже вышли и два ("Географ глобус пропил" и "Общага-на-Крови") готовятся к изданию. Плодовитость - не беда, много писали не только Боборыкин и Амфитеатров (кстати, тоже хорошие писатели), но и Диккенс и Бальзак. Иванов несомненно очень мастеровит, уверенно работает не только на уровне сюжета, но и на уровне фразы, даже отдельного слова. Несколько искусственная речь его персонажей, стилизованная под XVIII век (в романе "Золото бунта" речь идет об уральских событиях на реке Чусовой после разгрома бунта Пугачева), по крайней мере, сильно не режет слух. Больше затрудняет чтение изобилие этнографических, явно из словаря почерпанных, словечек и кораблестроительных терминов. Устройство обычной барки для сплава железа с Демидовских и Строгановских заводов он описывает куда подробнее, чем Яхве разъяснял Ною устройство Ковчега - столько "локтей" сюда, а столько сюда. Но и это, в конце концов, интересно. На любителя.

    Иванова грамотно раскручивает санкт-петербургское издательство "Азбука-классика". Вообще "явление" Иванова читающему народу - крайне показательное явление. Его успех на прошедшей Московской книжной ярмарке, вполне сравнимый с успехом Оксаны Робски и Марининой, сигнализирует о том, что р е а л ь н о будут читать в ближайшее время. И ладно бы только читать, но и с н и м а т ь. Стало известно, что режиссер Алексей Сидоров, снявший оглушительно успешный сериал "Бригада", нынче нацелился именно на Иванова. И если такой сериал состоится, это будет покруче советского телефильма "Угрюм-река" по роману, кстати, первоклассного, но сейчас забытого прозаика 20-х годов прошлого века Вячеслава Шишкова.

    Итак - что? В конце XVIII века на Урале ищут "царскую казну", вывезенную пугачевцами из осажденного Оренбурга. Казну спрятал отец героя, Осташи, первоклассного молодого сплавщика, продолжателя дела своего отца. Отец Осташи погиб при загадочных обстоятельствах, его посмертно обвиняют в краже казны. Осташа становится изгоем, попадает в почти безвыходные ситуации, из которых с честью выходит, потому что его не только Бог бережет, но уральские языческие духи. Девки и бабы от Осташи без ума, так что положим в читательский актив таежные сексуальные опыты в бане, в чуме и на открытом воздухе. Кстати, сермяжная эротика вообще свойственна прозе этого сорта, вспомните не только "Угрюм-реку", но и бесконечные опусы Анатолия Иванова ("Тени исчезают в полдень", "Вечный зов"). К чести Иванова Алексея, он этим излишне не грешит, работая на соблазнительном эротическом поле в меру. В конце романа Осташа и клад находит, и врагов посрамляет, и жену обретает уже с готовым сыном, ибо до этого снасильничал ее еще девкой.

    Круто? Круто. И к этому всему еще добавьте действительно мастерские описания реки и тайги, языческих "камланий" и раскольничьих потаенных религиозных культов, быта корабельных мастеров и сплавщиков, купцов и бурлаков и еще много чего. Лично я прочитал роман хотя и отрываясь, но лишь по причине его объема - 700 (!) книжных страниц. Правда, порой я задумывался: зачем мне все это? А вот все ж таки читал...

    Манера письма Иванова в самом деле завораживает, несмотря на очевидные длинноты и перегруженность языка. Это не "чудо", но работа молодого мастера. Вообще именно с Урала за последние два десятилетия вышло немало интересных писателей. Из одной Перми - прозаики Анатолий Королев, Нина Горланова, поэт Виктор Кальпиди. Лет десять назад свердловчанин Вячеслав Курицын оказался своего рода "гуру" московского постмодернизма в критике. Сейчас он пишет эстетскую прозу и, по-моему, напрасно.

    Для меня очевидно, что в ближайшее время (то есть уже сегодня) реальная литература будет двигаться в сторону от а) модернизма и "зауми"; б) так называемого писательского "самовыражения". Она будет дрейфовать в сторону а) вполне кондового "реализма"; б) максимальной сюжетности, социальности и психологизма. Доподлинный рейтинг этой литературы будет проверяться даже не читательским спросом (кто ж его, родимый, в реальности знает?), а режиссерским и продюсерским, то есть востребованностью в качестве основы для сериалов.

    Такова литературная се ля ви...

    Поделиться