Анкару загнали в угол

Австрия, например, настаивала на том, чтобы Евросоюз преложил Анкаре вместо полноправного членства "привилегированное партнерство". При этом австрийский канцлер Вольфганг Шюссель ссылался на результаты опросов общественного мнения, согласно которым большинство жителей Европы выступают против включение Турции в Евросоюз.

Эту позицию разделяет и бывший президент Франции, председатель Конвента по выработке европейской конституции Валери Жискар д Эстен. По его словам, добиваясь начала переговоров о вступлении Турции в ЕС, "Брюссель игнорирует демократическое волеизъявление французов", 70 процентов которых выступают против приема Турции в члены ЕС. "У нас будут более прочные отношения с Анкарой, если мы признаем самобытность турецкой культуры. И ради приема Турции в ЕС не будем навязывать ей наши законы и наш образ жизни", - заявил Жискар д Эстен.

Не менее жесткую позицию заняла и Анкара. Она потребовала от ЕС дать четкое обещание полноправного членства после завершения переговорного процесса. В противном случае глава МИД Турции Абдуллах Гюль пригрозил, что вообще не поедет в Люксембург на переговоры о вступлении его страны в Евросоюз.

Тактический ход Анкары оказался весьма эффективным. Глава МИД Великобритании Джек Стро недвусмысленно предупредил коллег: "Либо решение по Турции будет принято вечером 2 октября, либо возникнет серьезный кризис". Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана также считает, что единство в турецком вопросе будет достигнуто. С изрядной долей иронии Солана сослался на то, что Евросоюз и в прошлом принимал решения по Турции обычно в последнюю минуту.

В воскресенье турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган позвонил австрийскому канцлеру Вольфгангу Шюсселю. Судя по оптимистичным комментариям турецких СМИ, Вена смягчила свою позицию в отношении Анкары, открыв тем самым путь к общеевропейскому компромиссу.