04.10.2005 02:55
    Поделиться

    Артемьев объявил о новой антимонопольной политике

    Об этом заявил в конце минувшей недели на юбилейной коллегии ФАС глава ведомства Игорь Артемьев. В первую очередь здесь имеется в виду принятие нового закона "О защите конкуренции", который нынешним летом прошел в Госдуме первое чтение, а к концу года может быть принят окончательно. Сейчас в него вносятся поправки, предложенные президентом.

    В чем заключается новая антимонопольная политика? За 15 лет она неоднократно менялась. В начале 90-х годов шла демонополизация советской экономики. Середина и конец 90-х - становление государственно-монополистического капитализма и создание новых монополий. В 2000-е годы вектор меняется на поощрение конкуренции и сдерживание монополий. Впрочем, до весны 2004 года, когда произошла реорганизация службы и в нее пришла новая команда, на практике были у нас монополии, которые можно трогать, и были неприкасаемые. Игорь Артемьев сразу сделал резкое заявление, которое многим не понравилось: избирательного права больше не будет!

    И посыпались громкие дела против крупнейших нефтяных компаний по фактам картельных сговоров, дела против органов государственной власти за антиконкурентные действия, дела против субъектов естественных монополий по фактам злоупотребления доминирующим положением. Как считают в антимонопольном ведомстве, это и есть результат нового курса российского правительства в области защиты конкуренции. При этом уличенные в нарушении антимонопольного законодательства компании и чиновники все чаще обжалуют предписания ФАС в суде и все реже выигрывают такие дела.

    За последнее пятилетие серьезно изменилась структура наиболее опасных нарушений антимонопольного законодательства. В частности, вдвое больше стало фактов установления монопольно высоких цен, почти в три раза больше фактов изъятия товара с рынка для создания дефицита. Также в три раза выросла доля нарушений при проведении конкурсов (торгов). Впрочем, все же скорее не самих нарушений стало больше, а их раскрываемости. С другой стороны, в два раза уменьшилась доля нарушений в виде раздела рынка. Практически исчезли из экономической практики такие явления, как прямой запрет на деятельность или создание хозяйствующих субъектов, запрет на продажу товаров, совмещение функций органов власти и хозяйствующего субъекта, введение дополнительных налогов и сборов. То есть, похоже, идет обоюдный процесс: антимонопольщики успешно учатся выявлять и доказывать труднодоказуемые нарушения законодательства, а участники рынка и органы власти учатся жить по закону.

    Логическим продолжением этого процесса станет новый закон о защите конкуренции, который должен сформулировать очень четкие правила игры, сделать отношения бизнеса, государства и потребителей максимально прозрачными, о чем "РГ" неоднократно писала. В процессе подготовки закона ко второму чтению президент высказал ряд принципиальных замечаний, с которыми ФАС полностью согласилась. В частности, в законе закреплен так называемый "исчерпывающий перечень группы лиц". Иными словами, сформулированы четкие критерии, при которых компании можно отнести к группе лиц, которая доминирует на рынке. Таким образом, бизнес будет защищен от произвольной трактовки закона и возможного волюнтаризма антимонопольных органов. В законе также детально прописана процедура рассмотрения антимонопольных дел, что также гарантирует защиту хозяйствующих субъектов от произвола чиновников. Бизнесу дается право и реальная возможность активно защищаться в процессе рассмотрения таких дел. По предложению президента повышен порог коллективного доминирования с 5 процентов до 10, а также еще в два раза снизится количество сделок, подпадающих под контроль ФАС. Как считают в антимонопольном ведомстве, законопроект о защите конкуренции в его сегодняшнем виде, с одной стороны, даст больше воздуха хозяйствующим субъектам, с другой - в случае нарушений предполагает такое серьезное наказание, что выгоднее окажется закон не нарушать.

    Поделиться