В качестве места для проведения фестиваля организаторы почему-то выбрали Российскую академию наук. Вероятно, этим было обусловлено то, что церемония в целом получилась довольно академичная. "То, кем человек вырастет в будущем, зависит от книг, которые он читает в детстве", - эту очевидную мысль ведущий церемонии открытия мероприятия, один из спортивных комментаторов телеканала РТР Дмитрий Губерниев старательно повторил несколько раз перед тем, как наконец-таки отдал микрофон Людмиле Путиной. Ведущий-спортсмен, однако, вслед за микрофоном не спешил передавать Путиной слово. И принялся перечислять имена высокопоставленных гостий фестиваля: "Белла Кочарян, Шери Блэр, Татьяна Бакиева, Маргит Фишер". Людмила Путина рассказала о том, что фестивалю уже пять лет и вдохновителем его проведения является именно она. Со сцены к женам глав государств она предпочитала обращаться исключительно со словом "подруги", а сами высокопоставленные дамы в ответ благодарно улыбались. Что касается супруги президента Армении Роберта Кочаряна Беллы или жены Курманбека Бакиева Татьяны, то объяснить, как они с ходу понимают русский, было еще можно. А вот около других первых леди переводчиков не наблюдалось, но и они на теплые слова госпожи Путиной также реагировали оперативными улыбками.
"Книга - это не просто книга, это зачастую и родитель, и единственный друг", - обращалась Людмила Путина к многочисленным маленьким зрителям, увлеченно фотографировавшим ее с помощью мобильных телефонов. Ведущий, казалось, еле дослушал российскую первую леди и не без гордости предложил собравшимся провести три телемоста - из московского книжного "Библио-глобус", из Пензы и из-под Тулы - из библиотек. Телемост явно не удался - дети отчеканивали заученные фразы о том, что Интернет не всегда хорош, ведь он отбивает у молодежи тягу к книжкам. А одна девочка рассказала о том, что она очень любит перечитывать Островского, потому что "в его произведениях много трагизма и драматизма". После чего в необходимость производить больше веселых книжек для детей верилось особенно.
Действо было прервано песней, сыгранной детским оркестром и спетой хором мальчиков и девочек с помощью российской "бойз-бэнд". Рафинированные блондины и брюнеты с белозубыми улыбками, трогательным выражением лица и бриолином на волосах исполняли композицию про книги.
Следующим пунктом повестки дня фестиваля была процедура "погашения" только-только выпущенных марок рукой Людмилы Путиной и министра информационных технологий и связи Леонида Реймана. Рейман, дождавшись, пока высокопоставленные дамы сделают "круг приличия" и осмотрят все стенды с книжками, тут же подсел к Шери Блэр и Белле Кочарян и завел с ними оживленную беседу. Однако ведущий, как из-под земли появившийся и здесь, призвал Путину и Реймана занять почетные места на сцене. Там их уже ждали печати и марки, готовые к погашению. Людмила Путина сообщила, что марка появилась на свет "после долгих мытарств". Тем временем Леонид Рейман долго прицеливался к марке, чтобы печать на почтовом "новорожденном" получилась ровная. Оно и понятно - экземпляр, который "марал" чернилами Леонид Рейман, прямиком поступит в Музей мининформсвязи. Завершилась церемония трогательным признанием Людмилы Путиной о том, что она "всегда хотела собирать марки". Но это, по признанию первой леди, "очень сложно", и поэтому она вынуждена наблюдать за филателистами "издалека".
фестиваль |
Судя по тому, на какие выдумки пускаются взрослые, чтобы приучить своих чад к книгам, проблема нечитающего поколения мучает не только россиян.
Скучным фестиваль "Библиобраз" уж никак не назовешь. Помимо знакомства с серьезными проектами, среди которых "Российские электронные издания" и "Пушкинская библиотека", в здании РАН звучит музыка, дети наперебой обсуждают выставленные на стендах книжки и лакомства. Любовь к книге через желудок - тоже вариант!
В течение трех дней здесь будут проводиться мастер-классы по редактированию художественной литературы и искусству иллюстрации. Состоятся встречи с российскими и зарубежными писателями и поэтами. Среди гостей фестиваля директор библиотеки конгресса США Джеймс Биллингтон, писательница из Австрии Рената Вельш-Рабади и киновед из Франции Поль Полиано. Все они сходятся в одном - лечить бездуховность трудно, но можно. Один из рецептов - уникальный опыт британских библиотек.
- Читательский интерес нужно "раскручивать", - сказала в интервью "РГ" специалист "по продвижению чтения" (есть в Великобритании такая должность) из графства Дербишир Энни Эверолл. - Подросток должен понять, что читать - это "круто".
Звучит, признаться, малоубедительно. Конфликтующий с миром взрослых тинейджер скорее признает, что "круто" спать на потолке, чем читать классику. Любой психолог скажет: нужен внутренний мотив на чтение. У англичан на этот счет разработана целая система удивительных проектов, которые они с успехом уже несколько лет воплощают в жизнь.
- Один из них - "Книготолкатели", - рассказывает Энни. - Он рассчитан на подростков 13 - 14 лет. Возраст самый вредный и сложный. Здесь главное - задеть самолюбие ребенка. Как? Дать ему возможность самому порекламировать книгу, с умным и взрослым видом рассказать о ее достоинствах и недостатках. "Книготолкателей" выбирают на советах школ, библиотекари городских книгохранилищ заслушивают их рецензии на понравившуюся повесть или роман. Самых лучших допускают к работе в библиотеке консультантами. Следующая ступень "крутизны" - рецензирование новой литературы. К "книготолкателю" поступают гранки только что написанной книжки, и он пишет на нее отзыв: порой критичнее и строже, чем взрослые профессионалы. Представьте себе чувства подростка, когда книжка выходит с его рецензией на обложке.
Особый разговор - дети из трудных семей и детских домов. К ним с "толкателями" не подступишься. Тут нужен особый тонкий подход. К примеру, выставка "10 книг, которые точно заставят вас плакать".
комментарий |
Шери Блэр,
СУПРУГА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ:
- Я начала читать в очень раннем возрасте и до сих пор считаю, что без библиотеки и книг я вряд ли смогла бы стать хорошим юристом. Дело в том, что я родилась в рабочем районе Ливерпуля. И хотя в семье любили читать, денег на книги не было. Поэтому ближайшая библиотека открыла мне целый мир не только цифр и фактов, но и художественных образов. Конечно, современные дети воспитываются в мире новых компьютерных технологий. И получают информации не меньше, а, может быть, и больше. Однако это вовсе не умоляет значение книги. Ведь сброшюрованные страницы под переплетом - это нечто особенное, живое. Иногда так хочется лежать в обнимку с книжкой и потихоньку перелистывать страницы, пока рядом храпит премьер-министр Великобритании. Я очень люблю свой ноут-бук, но с ним так не поваляешься.