Российская газета: Удастся ли сторонам решить один из ключевых вопросов, подписав соглашения об облегчении визового обмена и о реадмиссии?
Сергей Ястржембский: Срок между предстоящим саммитом и предыдущим был очень невелик. С учетом каникулярного периода можно сказать, что в нашем распоряжении было полтора месяца, и этот период эксперты и дипломаты обеих сторон использовали достаточно эффективно, вышли на финишную прямую по подготовке и одновременному подписанию двух соглашений - об облегчении визовых процедур и о реадмиссии.
Заключение соглашений станет первым шагом к выходу в перспективе на безвизовые отношения между Россией и Евросоюзом. Но принципиальных разногласий больше не остается. Вряд ли соглашения удастся заключить до саммита, но в ближайшее время у нас есть все шансы завершить работу по ним. Существуют процедурные моменты, которые мы просто не успеем отработать с учетом дефицита времени. Этих соглашений ждут многие, поскольку они касаются всех граждан России и Евросоюза. Помимо продвижения в вопросе об облегчении визового режима и о реадмиссии сейчас очевиден прогресс в так называемом отраслевом диалоге.
Активно идет отраслевой диалог между Россией и ЕС по транспортным вопросам - соответствующее соглашение будет подписано в Брюсселе.
Кроме того, сейчас проявляется прагматический подход ЕС в отношении планов по его участию в программах федерального правительства по социально-экономическому развитию Северного Кавказа. Евросоюз объявил о выделении 20 млн. евро на здравоохранение, образование, развитие мелкого бизнеса в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии. После согласования и прохождения всех необходимых процедур с соответствующими ведомствами правительства РФ эти средства могут быть направлены на решение конкретных проблем. Несмотря на то что это весьма скромные средства, лишними они не будут. Вот что за несколько рабочих недель удалось сделать между двумя саммитами - майским и встречей в начале октября.
РГ: Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией рассчитано на период до 2007 года. Будет ли оно продлено или же, на ваш взгляд, есть смысл выйти на какой-либо новый формат для продолжения взаимодействия?
Ястржембский: Проблема-2007, как бы мы ни хотели от нее дистанцироваться, стучится очень громко в наши двери, и осталось совсем мало времени до истечения срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Нужно как можно быстрее начать хотя бы диалог на экспертном уровне - в том числе с привлечением неправительственных экспертов - для того, чтобы понять, как можно решать этот вопрос.
В самом Соглашении заложена возможность автоматического продления каждый год. Но это лишь часть решения проблемы, поскольку по большому счету по своему содержанию СПС устарело, за 10 лет произошли огромные изменения. А с учетом того, что, как мы рассчитываем, до 2007 года Россия станет членом ВТО, СПС устареет безнадежно. Необходимо будет думать: как сохранить самое ценное, что есть в СПС, и дополнить новыми реалиями, которые существуют в отношениях между Россией и Европейским союзом. Наверное, предпочтительнее вариант выработки нового соглашения, потому что "дорожные карты" не могут заменить собой СПС.
РГ: На саммите будет обсуждаться проблема проезда граждан РФ в Калининградскую область и обратно?
Ястржембский: Калининград обсуждается всегда. Думаю, что прежде всего речь будет идти о грузовом транзите. И еще нас интересует, чтобы вступление в шенгенскую зону в ближайшее время Литвы не ухудшило действия пассажирского транзита, который на сегодняшний день в целом удовлетворяет жителей Калининградской области.
РГ: Как вступление в ЕС десяти государств отразилось на уровне взаимодействия России и Евросоюза? Появились ли новые сложности?
Ястржембский: Думаю, что часть надежд оправдалась, а часть - нет. Очевидно, что в этой десятке есть разные страны, которые по-разному выстраивают свои двусторонние отношения с Россией и по-разному видят отношения с Россией в контексте ЕС. Не оправдались наши надежды в той части, в которой, кстати, ЕС брал на себя обязательства: по поводу исправления ситуации с уважением прав национальных меньшинств в странах-новобранцах - ни для кого не секрет, что речь идет о Латвии и Эстонии.
В целом положение с русскоязычными соотечественниками в этих двух республиках у нас продолжает вызывать острую обеспокоенность. Нельзя закрывать глаза на то, что некоторые из новичков ЕС попытались за это время привнести в диалог между РФ и ЕС конфронтационные ноты, как связанные, например, с оценкой европейской истории середины ХХ века, послевоенного периода, так и касающиеся даже некоторых современных масштабных экономических проектов: имею в виду отношение группы стран ЕС к российско-германскому проекту строительства Северо-Европейского нефтепровода. Однако не эти голоса определяют вектор развития отношений России и ЕС.
РГ: Как Россия относится к стремлению ЕС играть активную роль в урегулировании замороженных конфликтов на постсоветском пространстве?
Ястржембский: Мы относимся с пониманием к тому, что расширившийся ЕС стал более чувствителен к проблеме замороженных и неурегулированных конфликтов на постсоветском пространстве. И это понятно, поскольку проблема безопасности не имеет межнациональных границ, да и границы ЕС подошли вплотную к некоторым из этих конфликтов. Мы никогда не отказывались от диалога, совместного анализа состояния дел по каждому из этих конфликтов, признавали право ЕС интересоваться, проявлять инициативу в отношении возможных путей урегулирования этих конфликтов, но с одним условием: это не должно происходить за спиной участников переговорных процессов. И это не должно также идти во вред, разрушая уже сложившиеся международные механизмы.
РГ: Какой Евросоюз нужен России?
Ястржембский: России нужен Евросоюз, который бы говорил с ней единым, понимающим и неконфликтным голосом, который был бы заинтересован в поступательном развитии отношений между Россией и ЕС. Россия заинтересована в ЕС, который был бы сориентирован на будущее, а не на прошлое Европы, который выступал бы сильным игроком на международной арене.
Беседовал Александр Латышев, корреспондент "Интерфакса" - специально для "Российской газеты"