О том, как живется-можется нашим ветеранам, как решаются их проблемы рассказывают корреспонденты «Российской газеты».
На Волге
В Нижегородской области насчитывается 60 специализированных заведений для престарелых: 9 психоневрологических интернатов, 50 домов-интернатов общего типа и один дом для ветеранов войны и труда.
Несмотря на высокую численность пожилого населения в регионе (более одного миллиона человек), начальник отдела стационарного обслуживания министерства труда и социальной защиты Сергей Мыленков утверждает, что больших очередей в дома престарелых сейчас нет: на данный момент всего сорок человек ожидают места в интернате. Для пожилых людей интернат становится домом с квартплатой в 75 процентов от пенсии. Тому, кто получает минимальную пенсию, приходится мириться с соседями, а бабушки и дедушки, заслужившие своим трудом повышенную государственную ежемесячную выплату, могут себе позволить отдельную комнату с более комфортными условиями проживания.
Совсем недавно при управлениях социальной защиты открылись дневные социально-реабилитационные отделения. «Наша задача — повысить социальный и психологический статус пенсионеров, чтобы они не чувствовали себя обиженными, обделенными, — говорит заместитель директора муниципального учреждения «Центр социального обслуживания» Нижегородского района Ольга Собянина. — Заплатив 185 рублей, пенсионеры отдыхают в этом центре в течение трех недель. Утром все собираются, идут в музей, на концерты, в кинотеатры, на лекции. Пенсионеров обеспечивают трехразовым питанием, с ними занимается психолог. А вечером расходятся по домам. Каждый здесь находит друзей, а потом с нетерпением ждет следующей смены, чтобы снова всем вместе собраться. Правда, возможность отдохнуть таким образом предоставляется бабушкам и дедушкам только раз в году — желающих очень много».
С 2003 года в Нижегородской области действует программа «Старшее поколение», направленная на решение социальных проблем, в первую очередь, ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. В ней заложены финансовые средства для помощи пожилым людям, которые ранее имели различные льготы. С начала действия программы «Старшее поколение» в Нижегородской области создали более 2600 мест по социальному обслуживанию пожилых граждан на дому, открыли специализированные «отделения милосердия» для престарелых граждан в домах-интернатах. Пока решить весь комплекс накопившихся проблем не удалось, поэтому в 2006-2009 годах эта программа продолжит свою деятельность. В следующем году на «Старшее поколение» планируется выделить из областного бюджета более 10 миллионов рублей.
На Вятке
В соседней Кировской области начали обустраивать так называемые «специализированные жилые дома для ветеранов». В них проживают ветераны войны и труда, одинокие бабушки и дедушки, либо пожилые супруги. Первый такой дом, по словам Алевтины Мельниковой, директора, появился в Кирове восемь лет назад. В него входит две десятиэтажки и одно четырехэтажное здание в разных частях города — всего 212 отдельных однокомнатных квартир с ванными и кухнями. На данный момент все квартиры заселены.
Схема «зачисления» ветеранов в социальный дом такова. Прежде всего, они должны состоять в очереди на улучшение жилищных условий в администрации своего района. Когда в ветеранском доме освобождается место, специальная комиссия по заселению при заместителе мэра решает, кому именно выделить освободившуюся квартиру.
Обслуживают пожилых людей, кроме частных предпринимателей в лице парикмахера, работников ателье, продавцов продовольственного магазина и магазина промышленных товаров фельдшеры и социальные работники района, к которому данный социальный дом относится.
Детище Алевтины Васильевны, в частности, курируют восемь социальных работников. Раз в год, по ее словам, сюда приглашаются доктора-специалисты и осматривают здешних обитателей. Цены на услуги самые щадящие.
Нечасто, но бывает, что к дедушкам и бабушкам заглядывают звезды российской эстрады. «Дмитрий Маликов приезжал к нам с благотворительным концертом», — с гордостью вспоминает директор.
Кстати, как утверждает Алевтина Мельникова, у этого ветеранского дома, пока у единственного в области (всего в регионе более тридцати домов ветеранов) есть статус юридического лица. Правда, по ее словам, заниматься какой-то коммерческой деятельностью они пока не собираются. Деньги на зарплаты работникам и оплату электроэнергии выделяются из бюджета. Для проведения праздничных развлекательных мероприятий находят спонсоров.
«Специализированные жилые дома для ветеранов» — это, как утверждает его хозяйка, далеко не традиционные дома престарелых. Директор напомнила, что в последних пенсионеры находятся на попечении и получают на руки только четвертую часть от пенсии (остальные три четверти идут на их обслуживание). В специализированных жилых домах ветераны никому ничем не обязаны и оплачивают только те услуги, которыми сами непосредственно пользуются.
И в частном порядке
Александра Поликарповна Митропольская, инвалид второй группы, в свои 79 лет пока не может добиться, чтобы ее пенсию перевели на адрес фактического места жительства. Пожилой женщине, пытавшейся пройти через лабиринты чиновничьих коридоров, пришлось обратиться за помощью в редакцию Приволжского представительства «Российской газеты». Как нам объяснили в региональном ведомстве, ответственном за социальную защиту населения, «штатное расписание не предусматривает специального сотрудника, сопровождающего пенсионера по коридорам власти». Кстати говоря, заблудиться в них не составит труда и молодому человеку — настолько непросто построена процедура прохождения начальственных кабинетов. Между тем, губернатор области в своем недавнем заявлении отметил: «Вся беда происходит оттого, что многие верхние чиновники отдают решение вниз. От одного чиновника люди идут к его заместителю, потом к заместителю этого заместителя и в итоге доходят до главного специалиста, который визирует документ, и человек вынужден собирать все подписи вновь. У меня всегда возникал вопрос — зачем нужна такая орда чиновников, если есть главный специалист. Его и надо сделать руководителем, чтобы он принимал решение».