05.10.2005 01:00
    Поделиться

    60 недель вместе с ЮНЕСКО

    Интеллектуальный марафон под эгидой ЮНЕСКО начался 5 сентября этого года, а завершится 4 ноября 2006 года. Конечно же, никакой "обязаловки" не должно быть. И все же предполагается, что государства-члены, придерживаясь графика ЮНЕСКО, постараются еженедельно акцентировать внимание общественности на той или иной злободневной проблеме в общечеловеческом масштабе. Начали с обсуждения вопросов образования для всех. На этой неделе предполагается всемирный разговор о проблемах учителей. Например, с 26 июня по 1 июля будущего года речь пойдет о борьбе с допингом в спорте. А 24 июля откроется неделя плюрализма в СМИ (полный текст тем можно найти в Интернете на сайте ЮНЕСКО).

    Безусловно, найдутся скептики, которые заметят, что даже такая грандиозная идея, как 60 недель вместе с ЮНЕСКО, в итоге не даст почти никаких конкретных результатов. Мол, поговорят да и забудут - не раз уже именно так и получалось. Действительно, в мировых масштабах встреч, конференций, симпозиумов, конгрессов и саммитов проводится значительно больше, чем принимается действительно качественных решений и реализуемых программ. И все же только в споре рождается истина. А без иногда очень длительного обсуждения той или иной проблемы не возможно прийти к компромиссному решению. История ЮНЕСКО хороший тому пример.

    Чем именно закончатся эти 60 недель, пока предположить очень сложно. Оптимизм все же присутствует хотя бы потому, что хорошо известны конкретные действующие программы ЮНЕСКО. Во многих из них Россия принимает самое активное участие. Политическая целесообразность участия нашей страны в этой межправительственной организации заключается в возможности использования авторитета и интеллектуального потенциала ЮНЕСКО для решения внешнеполитических задач средствами международного гуманитарного сотрудничества. Важна и экономическая составляющая. С одной стороны, речь идет об участии в реализации конкретных проектов на территории России. С другой, немаловажен интеллектуальный и информационный вклад наших экспертов в деятельность различных специализированных органов ЮНЕСКО.

    Поэтому важным для нас остается участие в таких научных программах ЮНЕСКО, как Межправительственная океанографическая комиссия, Международная гидрологическая программа, Международная программа по фундаментальным наукам, Программа "Человек и биосфера", Международная геологическая программа.

    В России, наверное, наиболее известна деятельность ЮНЕСКО в рамках конвенции об "Охране всемирного культурного и природного наследия". В 2001 году наша страна полностью погасила десятилетнюю задолженность в Фонд всемирного наследия и на 13-й сессии Генеральной ассамблеи государств - участников Конвенции Россия была впервые избрана в состав Комитета всемирного наследия. На сегодняшний день "Список всемирного наследия" насчитывает 812 объектов в 137 государствах. Среди них 22 российских. В "листе ожидания" находятся такие номинации, как ансамбль Ростовского Кремля, историко-архитектурный комплекс "Большой Псков", ансамбль Кремля города Углича, Джейрахско-Осиннский историко-культурный заповедник. Ждут своей очереди культурно-природные объекты Нижегородский кремль, музей заповедник "Томская писаница" Кемеровской области, ансамбль Астраханского кремля, деревянное зодчество древнего Томска, Московский метрополитен и другие объекты.

    Менее известны программы сотрудничества России и ЮНЕСКО в области образования. Эксперты многих стран комплексно пытаются решить сразу целый комплекс проблем. Ключевая среди них - разработка единого приложения к диплому для международного признания высшего образования.

    Другим важным механизмом обеспечения и расширения доступа к знаниям на национальном и международном уровнях является сеть УНИТВИН/ кафедры ЮНЕСКО. Она занимается привлечением высших учебных заведений к решению глобальных проблем современности. В Российской Федерации на данный момент функционирует 39 подобных кафедр.

    Среди приоритетных направлений совместной деятельности на особом положении находится программа по восстановлению системы образования Чеченской Республики. Соглашение на этот счет было подписано в 2001 году президентом России Владимиром Путиным и Генеральным директором ЮНЕСКО К. Мацуурой. На первом этапе эксперты провели оценку состояния системы образования Чечни. Результаты их работы были опубликованы в 2002 году в "Оценочном докладе: Образование в Чеченской Республике - условия, проблемы и перспективы восстановления и развития". Параллельно шла работа по сбору необходимых средств. На выделенные правительствами многих стран финансовые средства уже проведены различные курсы по повышению квалификации чеченских учителей, реализована программа "Школьное питание", готовится к открытию веб-сайт, посвященный образованию в Чечне, дважды в Подмосковье организованы реабилитационно-оздоровительные лагеря для чеченских детей.

    Теперь в рамках этой программы поставлена новая задача - восстановление и развитие Чеченского государственного университета. Проектом предусматривается создание университетского городка и технопарка на территории в 56 гектаров.

    Основателям ЮНЕСКО (а у ее истоков, напомним, были министры просвещения союзных стран в годы Второй мировой войны), наверное, трудно было бы себе представить, что через 60 лет после окончания самого смертоносного противостояния государств и систем в мирное время найдутся силы, способные захватывать и терроризировать школы, больницы и театры, разрушать памятники мировой культуры.

    Россия уже неоднократно призывала ЮНЕСКО задействовать весь свой интеллектуальный и нравственный потенциал для того, чтобы помочь в создании консолидированной международной стратегии противодействия террору. В очередной раз об этом на следующей неделе в Париже будет говорить и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Во французской столице он выступит на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.

    Поделиться