Ученые создали катализаторы, которые изменили лицо химии. Причем у их детища счастливая судьба. Коллеги признали его почти сразу. Хотя куда чаще все происходит наоборот: новое в муках пробивает себе дорогу.
- И до Груббса и Шрока ученые работали с так называемой реакцией метатезиса, в которой происходит перестройка "скелета" сложных молекул, - говорит академик РАН Юрий Бубнов. - В ней также применялись катализаторы, но очень дорогие, сложные, а главное - капризные. Используя теорию французского ученого из Института нефти Ива Шовена, объяснившего механизм реакции метатезиса, Груббс из Калифорнийского технологического института и Шрок из Массачусетского технологического института создали принципиально новые катализаторы.
Намного дешевле, проще, а главное - неприхотливые. Неудивительно, что они почти сразу оказались очень популярными в химии, начали широко применяться в самых разных областях: для получения лекарств, средств защиты растений и животных, новых материалов. Новые катализаторы позволяют синтезировать в промышленных масштабах самые разнообразные вещества - от ферромонов насекомых до уникальных редчайших природных лекарственных препаратов.
Академик Бубнов особо подчеркивает, что благодаря новым катализаторам не только намного сократилось количество стадий реакций, а значит, и их стоимость, но и появилась возможность получать принципиально новые вещества, ранее просто недостижимые.
Надо сказать, что созданные "новоиспеченными нобелевцами" катализаторы - это сложное сооружение. Его сердце - дорогой металл, скажем, рутений, родий и т.д. А вокруг - комбинация из различных органических соединений, стоимость которых нередко больше, чем самого благородного металла.
Роберта Груббса и Ричарда Шрока хорошо знают в России: они много раз встречались с нашими учеными на международных конференциях, которые проходили у нас. Российские специалисты, в частности из Москвы, Уфы, Новосибирска, являются одними из признанных в мире лидеров в этом направлении науки. По словам доктора химических наук Натальи Беспаловой из Института нефтехимического синтеза РАН, цена катализаторов и сегодня остается довольно высокой. Ее снижением, а также созданием более эффективных материалов занимаются отечественные ученые.
Пока единственным российским химиком, который стал лауреатом Нобелевской премии, был академик Николай Семенов, получивший награду в далеком 1956 году за создание теории цепных химических реакций. А вот наш великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев так и не удостоился престижной награды. Этому всячески противились многочисленные завистники из числа отечественных "корифеев".