Прежний закон был рассчитан на пять лет, срок его действия истек еще 31 декабря 2004 года. Напомним, что потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, одежды, лекарств, предметов первой необходимости и услуг, которые обеспечивают физическое выживание человека. У взрослого, ребенка и пенсионера корзины, естественно, разные.
Без потребительской корзины страна жить не может. Она необходима для того, чтобы рассчитывать прожиточный минимум - стоимость выживания среднего гражданина в условиях действующих цен. От величины официального прожиточного минимума зависят размер социальных пособий, зарплата бюджетников и размер жилищно-коммунальных субсидий. Если доходы семьи не превышают прожиточный минимум, она попадает в разряд малообеспеченных и вправе рассчитывать на социальную поддержку государства.
Поэтому, по большому счету, корзина и прожиточный минимум - не только социально-экономические индикаторы, но и политические. Ведь ясно: если корзинку наполнить пощедрее, планка прожиточного минимума поднимется, и количество народу, остающегося за чертой бедности, вырастет. Что, конечно же, может изрядно подпортить статистическую картину борьбы с бедностью.
Но и тянуть бесконечно, ориентироваться на старый документ тоже невозможно. Принятая сразу после экономического кризиса "корзина" физиологического выживания объявлялась временной, ее надо было пересмотреть еще несколько лет назад.
Конечно, плохо, что подготовка законопроекта затянулась. Но хорошо, что он, наконец, представлен правительству. Не так, как многим хотелось бы, но новая "корзинка" все-таки подняла минимальные жизненные стандарты.
В ней теперь больше мяса, рыбы, молока, фруктов и ягод. Одновременно уменьшена норма потребления хлеба, макаронных изделий, муки, крупы и бобовых. Такой набор продуктов соответствует рекомендациям диетологов.
Однако второй и третий раздел законопроекта - непродовольственные товары и услуги - не изменились совсем. В них предусмотрено такое же количество одежды, обуви, постельного белья, хозяйственных товаров, предметов первой необходимости и санитарии, как и в послекризисном 1999 году. Разработчики документа аргументируют это тем, что за шесть лет сроки износа непродовольственных товаров не изменились. Однако многие эксперты считают целесообразным сократить сроки износа одежды, обуви и головных уборов у трудоспособного населения, мотивируя это как "активным образом жизни граждан", так и низким качеством многих изделий народного потребления.
Все же было учтено, что людям нужны еще и театры, кинотеатры, музеи и выставки. По поручению президента РФ в минимальный набор продуктов отдельной строкой включены услуги культуры. Правда, заложенные в новый документ нормативы очень и очень скромны: на "услуги культуры", на которые приходится 5 процентов от объема всех услуг, один человек должен тратить 45,5 рубля в месяц. И что на эти деньги можно купить? На многое денег не хватит, хотя авторами запланировано шесть посещений в год театров, кино, музеев.
В общем и целом стоимостное содержание потребительской корзины в расчете на душу населения выросло совсем немного - на 84 рубля, или 3,3 процента. Для трудоспособного населения цена корзины выросла на 72 рубля, для пенсионеров - на 100 рублей, для детей - на 117 рублей.
Мнение экспертов
Вячеслав Бобков, директор Всероссийского центра уровня жизни:
- Я очень доволен тем, что отказались от обсуждавшейся при подготовке документа методики расчета стоимости непродовольственных товаров и услуг как доли от общей стоимости корзины. Хотя бы потому, что цены на услуги растут быстрее, чем на продукты питания. Разработчики закона прислушались к мнению общественности. Также можно порадоваться более прогрессивной структуре набора продуктов питания. Наконец-то отдали предпочтение более качественным продуктам.
То, что не изменились разделы, посвященные непродовольственным товарам и услугам, я считаю, хорошо. Владимир Путин поставил задачу за три года снизить процент бедности. А это сделать не удастся, если постоянно поднимать планку расходов на товары и услуги.
К "минусам" нового законопроекта я бы отнес то, что в разделе "услуги" никак не учтена монетизация льгот. То, что раньше люди получали бесплатно, теперь им доступно только за деньги. Я имею виду транспорт для пенсионеров и так далее.
Ольга Ольшанская, главный специалист отдела социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России:
- Все-таки то, что оставили без изменений раздел непродовольственных товаров и услуг, - это большой минус. Вывод о сохранении их прежнего ассортимента был сделан разработчиками только на основании данных статистических обследований беднейших домохозяйств, которые не демонстрируют реальной глубины бедности. Как известно, все предметы длительного пользования в беднейших семьях были приобретены еще в дореформенные времена. Заложенные в законопроекте сроки износа мебели, телевизоров, холодильников -20-40 лет - согласитесь, выглядят спорно. В результате сохранение доли затрат на их приобретение на прежнем уровне делают их покупку, прямо скажем, невозможной в обозримой перспективе. А это трансформирует бедность в гипербедность.
Когда шли споры о пересмотре корзины, правительственная сторона ссылалась на международный показатель бедности - 2 доллара потребления в день по всем видам товаров и услуг. Но надо учесть, что этот показатель, используемый Мировым Банком для определения черты бедности в различных странах, представляет из себя ничто иное, как прожиточный минимум в 10 наиболее бедных (в основном африканских) странах мира. Но ведь Россию с ними сравнивать нельзя.
По нашим расчетам, люди должны тратить, на предметы первой необходимости, санитарии и лекарства минимум на 20 процентов больше, чем заложено в новой корзине. Хорошо было бы увеличить и стоимость "других видов услуг" не менее чем в 4 раза, сократить сроки износа предметов длительного пользования не менее чем в 2 раза. Эти и другие замечания мы просили учесть в законопроекте.
Евгений Мясин, сопредседатель Союза потребителей РФ:
- Изменения, которые были внесены в законопроект - далеко не радикальные. Я бы назвал это полушагом вперед в отношении продовольственного набора и топтанием на месте в отношении непродовольственного. Но надо смотреть правде в глаза: сегодняшняя потребительская корзина - это компромисс между минимальным потреблением товаров и возможностями экономики. Более "толстую" корзину страна сегодня позволить пока не может.
Я не спорю, проект закона надо доводить до ума - постепенно увеличивать нормы потребления. Но сегодня времени на это уже нет. Правительство и так нарушает закон, подготовив документ с опозданием.
Что в "корзинке" прибавилось?
Норма потребления мяса выросла на 22 процента (для пенсионеров - на 39 процентов).
Рыбы - на 15 процентов (для детей - на 25 процентов),
свежих фруктов - на 31 процент (для пенсионеров -
на 62 процента, для детей - на 27 процентов), молока - на 10 процентов.
Энергетическая ценность одного минимального набора продуктов в среднем на одного человека составляет 2268 ккал в сутки.