Госдума борется с "налоговым терроризмом"

Заместитель председателя думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров объяснял такой выбор тем, что проект, внесенный в Госдуму правительством, дает больше возможностей для того, чтобы выполнить поставленную президентом задачу - "остановить налоговый терроризм". Столь образно представленное преимущество обидело депутата Льва Коршунова, который попросил не называть налоговыми террористами людей, работающих на пополнение бюджета страны.

Как изменится в соответствии с законопроектом стиль работы этих людей, пополняющих российский бюджет, народным избранникам рассказал заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Основные перемены связаны с проверками - их станет меньше. Выездных налоговых проверок, согласно законопроекту, может быть не более двух в течение календарного года. И длиться они могут не более двух-трех месяцев. Предусмотрен жесткий порядок проведения повторных проверок, которые назначаются только с санкции руководителя федерального органа налоговой службы. Появляются нормы защиты налогоплательщика, который получает право познакомиться с актом проверки, оспорить его во внесудебном порядке и рассчитывать на то, что претензии будут рассмотрены.

Впрочем, у Комитета по бюджету и налогам оказалось много претензий и к правительственному законопроекту. Предлагалось закрепить в законе действительно бесспорный порядок взыскания недоимок и пеней. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган, по мнению думцев, должна автоматически приостанавливать принудительное взыскание. В случае отказа вышестоящих налоговых органов в удовлетворении жалобы налогоплательщику необходимо предоставить срок для обращения в суд, в течение которого взыскание невозможно. Комитет также отметил, что, рассматривая уплату налога как законную форму ограничения прав собственности, необходимо обеспечить систему мер, направленных на защиту имущественных интересов налогоплательщиков. Необходимо возложить на налоговый орган бремя доказывания факта нарушения налогового законодательства налогоплательщиками и толковать любые неясные положения кодекса в пользу налогоплательщика. А главное, депутаты настаивали на симметричной ответственности не только налогоплательщиков, но и налоговых органов (сейчас ее нет).

У народных избранников возникли сомнения, достаточно ли эффективны предложенные правительством меры. "Никто не может ответить на вопрос, достаточно ли закона, чтобы обуздать чиновника", - ответил Андрей Макаров на эти сомнения. Ко второму чтению законопроект ожидает большая правка.

Вчера депутаты совершенствовали и порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта. Были приняты в первом чтении президентские поправки, которые устанавливают, что вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения соответствующих консультаций с главой государства. Инициатива проведения референдума принадлежит высшим должностным лицам заинтересованных субъектов РФ. Высшие должностные лица и депутаты законодательных органов заинтересованных субъектов РФ вправе принимать участие в агитации по вопросу референдума об образовании нового субъекта, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Законопроектом предусматривается проведение повторного голосования в тех субъектах, где референдумы признаны несостоявшимися. Если вопрос об образовании нового субъекта не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из заинтересованных субъектов РФ, попытка может быть повторена не ранее чем через год.