Депутаты в первом чтении одобрили изменения в закон об образовании

Действующий закон позволял применять эту строгую меру и к четырнадцатилетним ученикам - за совершение противоправных действий, дезорганизующих работу образовательного учреждения, и за умышленные грубые нарушения устава этого учреждения. Изгнанные в четырнадцать лет из школы подростки не могли устроиться на работу, болтались без дела, совершали преступления.

Впрочем, и в пятнадцать лет исключить ученика будет непросто: нужно учитывать мнение родителей или других его законных представителей, а также получить согласие от комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Эта комиссия совместно с органом местного самоуправления и родителями в течение месяца должна найти исключенному работу или другое учебное заведение, где бы подросток смог продолжить свое образование.

Комиссия по делам несовершеннолетних, родители и орган местного самоуправления также в месячный срок должны принять меры, чтобы подросток трудился или учился, если, достигнув пятнадцати лет, он сам (но, естественно, с разрешения родителей, комиссии и органа местного самоуправления) покинул школу.

В профильном комитете Госдумы такую правку Закона "Об образовании" объяснили необходимостью защитить права юных россиян на получение обязательного основного общего образования и совершенствовать профилактическую работу по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. В России тысячи детей, которые вопреки закону нигде и никогда не учились. В то же время десять процентов всех преступлений совершаются несовершеннолетними или с их участием.

Однако не все народные избранники согласились с тем, что предлагаемые в законопроекте нормы позволят исправить ситуацию. Тамара Плетнева (фракция КПРФ) настаивала на том, чтобы ужесточить условия исключения из школы. Ее коллега Виктор Кузнецов, напротив, жалел школу, которую вынуждали терпеть хулиганов: "Несовершеннолетние гуляют не потому, что их исключили из школы, а потому что судьба так сложилась", - заметил Кузнецов.

Елена Афанасьева (фракция ЛДПР) ему возражала: немало случаев, когда подростков исключают необоснованно. И потому нужно позволить и родителям, и комиссии защитить права несовершеннолетних.

Полномочный представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов с этим согласился, однако посоветовал прописать в законопроекте процедуры, как согласовывать исключение из школы с комиссией по делам несовершеннолетних и как учитывать мнение родителей.

Председатель Комитета по образованию и науке Николай Булаев пообещал, что ко второму чтению в законопроект будут внесены необходимые изменения, чтобы он был направлен и на защиту конкретного ребенка, и на защиту тех, кто учится рядом. За поправки в Закон "Об образовании" проголосовали 400 депутатов, четверо воздержались.

   комментарий

Александр Тубельский, директор московской "Школы самоопределения":

- Закон "Об образовании" с принятием поправок будет приведен в соответствие с нормами Конституции. Москва сейчас идет к обязательному 11-летнему образованию. Однако москвичи, которые приняли такое решение, специально оговорили, что полное среднее образование больше касается дополнительных условий, которые создаются в школах, чем всеобщей "обязаловки" учиться именно одиннадцать лет. Требовать с каждого двоечника и прогульщика учиться одиннадцать лет именно в школе нельзя. Я считаю, что разные каналы получения образования - кто-то пойдет учиться в вечернюю школу, кто-то в профессиональный колледж - это нормально.

Но, допустим, ребенка отчислили из школы. Что дальше? Хотя закон и декларирует трудоустройство и продолжение образования в другой форме, все равно нет гарантий, что так оно и будет в жизни.

Что касается нарушения устава и других безобразий - тут тоже не все так однозначно. Нельзя к детям подходить со взрослыми мерками, строя всех по ранжиру.

У меня учится парень, который очень хотел продолжить обучение в старших классах. Его предупреждали, что будет трудно. Но он клялся, давал обещания: мол, буду учиться хорошо. А потом все же сломался, начал прогуливать. Приняли решение его исключить. Но по уставу нашей школы Общий сбор может отменить любой приказ директора. Он собрал его и говорит: "Дайте мне испытательный срок". Ребят - целый актовый зал, говорят ему: "Мы же тебя предупреждали, ты слово давал". Словом, решили: дать ему две недели. Если не исправится, заберет документы. Так сейчас он пашет как вол. Я думаю, выправится.

Много существует всяких механизмов, которые мы еще слабо используем. Я же знаю, как работает та же комиссия по делам несовершеннолетних. Приходят они в школу и говорят: давайте еще работайте с двоечником, пусть исправляется. Ну и работаем. Зачем комиссия будет куда-то пристраивать на работу трудных подростков? Это ведь такая головная боль!

Надо возвратиться к квотам для устройства несовершеннолетних на работу.

Можно было бы организовывать общественные работы для подростков. Я связывался с центром "Перспектива", который занимается их трудоустройством в Москве, но там такие грошовые ставки - 3 рубля за день. А ребята сейчас понимают цену деньгам. Кто пойдет? Да никто.

Мне ужасно жалко 14-15-летних ребятишек, которые не выдерживают этой обязательности программ, бесконечных уроков, тестов. А сейчас еще профильная подготовка, когда он должен решить свою судьбу в 15 лет. Да какое там! Я сам мечтал быть режиссером детского театра, но уже 42 года работаю директором школы. Как может сделать такой серьезный выбор подросток? Его и так ломает с проблемами переходного возраста, вздорным ершистым характером. А тут еще и выбрать профессию...

Надо задуматься, и вот над чем: почему ребенок до 15 лет не мог освоить программу? Тут и завышенные требования самой программы, и неправильное, как мне кажется, деление детей на гимназические, обычные, коррекционные и другие классы, и процедура аттестации учителей. Много двоек - и учителя оценивают соответственно плохо. Все это не способствует вниманию к ребенку и заботе о нем.

Теперь собираются делать ЕГЭ для 9-го класса. Конечно, если учитель боится плохих показателей (иначе ему не присвоят высокую квалификацию), он начнет натаскивать на тесты. Я видел это и в Америке, и во Франции. Зачитывают прошлогодние тесты, заставляют учить ответы. Понятно, что неординарные дети, или малообеспеченные, или с девиантным поведением, не укладывающиеся в "стандарт", - здорово усложняют картину, портят показатели школы.

И еще. Мы много говорим о создании ювенальной юстиции. Во всех странах она есть, а у нас - нет. Вот и получается, что на ребят, как на взрослых, в обычной жизни не смотрят. А вот если припечет - отвечай, как взрослый.