11.10.2005 03:00
    Поделиться

    Сентябрьские опросы бизнеса и населения не показали больших успехов в экономике

    Оптимизм и бензин

    Тем не менее на сентябрь оставались немалые надежды. Начало нового политического сезона ознаменовалось масштабными социально-экономическими инициативами президента, благополучным состоянием финансовых рынков и государственной казны, сохранением приличных темпов роста потребительских доходов и настроений населения. Правда, изрядную ложку дегтя внес почти бесконтрольный рост цен на бензин и горюче-смазочные материалы. Это поставило под вопрос не только антиинфляционные достижения правительства, но и конкурентоспособность промышленности и аграрного сектора, вызвало череду петиций из регионов.

    Титаническими и совсем не рыночными усилиями безудержную динамику цен на топливо удалось приостановить. По крайней мере, до нового года. Общая инфляция в сентябре осталась на скромном 0,3-процентном уровне и набрала 8,6 процента за девять месяцев. Так что заветные 10 процентов годовых вновь улыбаются правительству. Хотя с какой стороны: прибавка в сентябре цен на бензин на 7,9 процента даром не пройдет. Да и базовая инфляция в сентябре осталась высоковатой - 0,8 процента. И не показывает никаких признаков ослабления. Равно как и цены производителей промышленности.

    Президент также жестко дал понять, что контроль осуществления национальных проектов в области здравоохранения, образования и доступного жилья будет его личным и отнюдь не формальным. Вдобавок были сказаны все подобающие слова о том, что увеличение бюджетных расходов пройдет в рамках запланированных бюджетных проектировок и не скажется на макроэкономической и социальной стабильности.

    Правда, как водится, при этом не обошлось без изрядной дозы либеральной и западной критики за только еще грядущее увлечение правительства госинвестициями и социальным расточительством.

    А вот на фактическую отсрочку муниципальной реформы либеральная общественность дружно закрыла глаза. Поскольку обвинять верховную власть всегда интересней, чем самостоятельно обустраивать окружающую коммунальную среду. Между тем уже недели три правительство без лишнего шума занимается едва ли не самой главной сейчас работой - дележом полномочий между центром и регионами.

    Развлечения экономбомонда

    Взгляды на экономполитику, впрочем, в известной степени являются вопросом совмещения веры в теорию и прагматизмом реальной роли государства в той данной, конкретной стране, которой является Россия. А не в Чили, Венесуэле или Китае. Или каком-нибудь ближневосточном эмирате. Журналистам и наиболее просвещенным рыночным слоям населения, конечно, жить веселее, когда российскую экономическую политику объявляют "неандертальской". На деле же совсем немалая часть россиян живет в условиях, когда добыча хлеба насущного мало чем отличается от охотничьего промысла и рыболовства обитателей каменного века.

    К сожалению, начало осени с ее хорошей погодой и бурной политической и биржевой активностью принесло и немало неприятных сюрпризов. Результаты сентябрьских опросов бизнеса и населения показали и ухудшение общехозяйственной конъюнктуры, прежде всего в промышленности, и заметное уменьшение оптимизма у населения.

    Как следует из данных регулярного ежемесячного опроса Института экономики переходного периода, сентябрь не принес долгожданного оживления в российской промышленности. Результаты опросов 802 предприятий показали прежнее отсутствие роста платежеспособного спроса на промышленную продукцию и сохранение прежних низких темпов роста выпуска. Немного "подсластил пилюлю" рост удовлетворенности объемами спросом и увеличение оптимизма прогнозов спроса и выпуска.

    Подъем пошел на спад

    При этом руководитель опроса Сергей Цухло напоминает, что еще данные Росстата за август свидетельствовали о приостановке тенденции подъема. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, выпуск промышленной продукции в августе по сравнению с июлем незначительно сократился - на 0,2 процента при устраненной сезонности. Однако тогда о переходе к стагнации пока экономисты говорить остерегались. С учетом значительного увеличения производства в июле на 0,6 процента в целом по итогам июля-августа среднемесячный прирост выпуска составил 0,2 процента в месяц - так же, как и в предшествующие два квартала. Прирост промышленного производства по итогам года оценивался в 4,1-4,4 процента (январь-август 2005 года, к январю-августу 2004 года - 4,1 процента). То есть была надежда, что в оставшиеся месяцы года промышленность доберет хотя бы несколько десятых процента.

    Вялый сентябрь сделал эти надежды призрачными. По словам С. Цухло, объемы продаж промышленной продукции не растут уже четвертый месяц подряд. Очищенный от сезонности баланс изменения спроса дает достаточно оснований для вывода о стабилизации объемов спроса на отечественную продукцию.

    Правда, удовлетворенность объемами спроса в сентябре выросла и достигла почти лучших значений всего периода опросов с 1992 по 2005 годы, что свидетельствует, по мнению исследователя ИЭПП, об адаптации российских предприятий к сложившейся ситуации. Доля ответов "нормальный" увеличилась в сентябре до 58 процентов, тогда как в июне она составляла только 44 процента. Не удовлетворены спросом сейчас только 39 процентов производителей (в июне - 53 процента). Таким образом, в российской промышленности в целом опять стало больше предприятий, удовлетворенных спросом на свою продукцию. Но эта удовлетворенность весьма сильно варьирует в отраслевом раскладе, что не позволяет надеяться на возобновление высокого и устойчивого общего роста.

    Надежда умирает последней

    Помимо этого не совсем понятно, как приспособление к спросовым ограничениям не заставило предприятия ограничить производство. Темпы его роста, по данным ИЭПП, не претерпели в сентябре принципиальных изменений по сравнению с августом - они остались самыми низкими для последних двух лет. Но обеспеченность выпуска спросом составила в сентябре 61 процент - столько предприятий сообщили об одинаковой динамике выпуска и продаж продукции. Этот показатель ухудшился на несколько пунктов по сравнению с августом за счет увеличения доли предприятий, у которых выпуск рос быстрее спроса. Иными словами, отмечает С. Цухло, предприятия в сентябре неоправданно "отпустили" производство. Последнее привело к небольшому росту избыточности запасов готовой продукции. Судя по всему, промышленность все-таки надеется на увеличение спроса, хотя не совсем понятно, чем эти надежды оправданы. Ведь прогнозы спроса и производственные планы предприятий перестали в сентябре терять оптимизм.

    Интересно отметить также, что набор помех инвестициям за несколько последних лет опросов ИЭПП практически не изменился. Предприятия по-прежнему рассчитывают в основном на собственные средства, причем в нынешнем году даже больше, чем в прошлом. Опять возросло число жалоб на высокую стоимость кредита при традиционной трудности его получения. Еще одна негативная тенденция 2005 года - заметно возросшая стоимость оборудования и сырья, что снижает сроки окупаемости инвестиций.

    Характерно, что наряду с довольно умеренным пессимизмом есть и более тревожные оценки сентябрьской конъюнктуры в промышленности. Рост российского промышленного сектора в сентябре был минимальным за последние 7 месяцев, сообщил Московский народный банк (МНБ, Moscow Narodny Bank, Лондон). Индекс менеджеров по снабжению (ИМС) МНБ составил в прошлом месяце с учетом сезонных колебаний 51,8 пункта против 53 пунктов в предыдущий месяц. Значение индекса ИМС выше 50 пунктов свидетельствует об общей активизации промышленного сектора, ниже 50 пунктов - о снижении деловой активности. Замедление роста отражает ослабление темпов увеличения объемов производства и новых заказов. Помимо этого произошло более существенное падение занятости по сравнению с августом одновременно с заметным ускорением темпов сокращения сырьевых запасов. "Несмотря на сохраняющийся сильный спрос и благоприятные условия рынка, основной индекс снизился в сентябре, отражая общее снижение значений компонентов из опроса, из которых индексы объемов производства и новых заказов показали наименьшие темпы роста за 7 месяцев. Закупочные и отпускные цены незначительно снизились, но тем не менее остались на достаточно высоком уровне и, обозначив существующее инфляционное давление, вероятно, не смогут подкрепить официальные надежды на повторение дефляции в сентябре, - говорит аналитик МНБ Дмитрий Федоткин.

    Бум и бара-бум

    Однако, пожалуй, самые неприятные данные пришли из Росстата. Доля россиян, позитивно оценивающих изменения экономической ситуации в России за прошедший год и на краткосрочную перспективу, постепенно сокращается. Согласно данным потребительских ожиданий, во втором квартале текущего года позитивно оценивали произошедшие в течение года изменения в экономической ситуации 21,6 процента населения, а 18,6 процента дали положительную оценку ожидаемым измерениям экономической ситуации в стране на краткосрочную перспективу, точнее, через год.

    Год назад положительных ответов было заметно больше - 25,9 и 22,9 процента соответственно. Что касается произошедших изменений личного материального положения в течение года и прогноза на год, то здесь позитивную оценку дали 17 и 9,8 процента россиян при 15,3 и 11,1 процента год назад. Также преимущественно пессимистичны оценки благоприятности условий для покупки крупных товаров: лишь около 16,4 процента респондентов говорили о благоприятных условиях в данной сфере, а год назад - 15,5 процента.

    Отметим, что в опросе участвовали 5000 россиян по репрезентативной выборке. А это значит, что характерный для мегаполисов потребительский энтузиазм и бум потребительского кредитования, если его "размазать" по всей России, окажется мифом. Еще большой вопрос, сколько россиян, в каких заповедных местах и когда именно смогут зарабатывать на жизнь свободным рыночным способом. А пока нет компьютеров и редкий школьный автобус проползет между деревнями, сгодится и "неандертальская" дубина.

    Поделиться