Новости

11.10.2005 02:00
Рубрика: Общество

Домашнее задание

Выучить наизусть план-график национального проекта обязал членов коллегии премьер Фрадков

- Мне очень интересно, как такая суперважная задача будет трансформироваться в плоскость практической жизни, - заметил Фрадков. - Поэтому я здесь.

Напомним: национальный проект был предложен президентом 5 сентября. В нем несколько важнейших позиций. Прежде всего речь идет о солидном материальном стимулировании инновационных программ высшей и средней школы (причем выбор 30 лучших вузов и 6 тысяч школ будет идти на конкурсной основе). Предусмотрена грантовая поддержка 10 тысяч лучших учителей и 3 тысяч лучших школ, реализующих инновационные программы. Каждой школе, отобранной на конкурсной основе, будет выплачен миллион рублей, а учителям - по 100 тысяч рублей в год. Продолжится компьютеризация школ: за два года компьютеры и Интернет получат еще 20 тысяч школ. Государство поддержит также 5 тысяч молодых дарований - победителей олимпиад, крупных конкурсов, соревнований и т.д. И все это помимо денег, выделенных бюджетом.

Министр Фурсенко сказал на коллегии, что среди приоритетов стоит и создание за два года ста центров профессиональной подготовки в армии. А на базе уже имеющихся должны быть созданы два новых университета и две бизнес-школы, которые станут готовить специалистов по новым, прорывным технологиям. Очень важна, с точки зрения министра, и поддержка почти миллиона классных руководителей в школах. Им планируется ежемесячно доплачивать по тысяче рублей. Свою роль сыграет также переход на отраслевую оплату труда в образовании, когда зарплата будет зависеть не от часов, отработанных в классе, а от качества работы учителя и от наполняемости классов.

Общество в целом поддержало идеи национального проекта. Многие губернаторы выразили готовность учредить уже свои собственные гранты на поддержку лучших учителей, школ, вузов и талантливой молодежи.

- Мы предложили критерии отбора лучших и теперь ждем поправок в наш проект с мест, - подчеркнул министр Фурсенко. - Через год мы должны доложить о том, как распределены эти средства.

Впрочем, критика некоторых критериев отбора уже прозвучала и на самой коллегии. Так, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин высказал опасение, что национальный проект ни в коем случае не должен превратиться в инструмент поддержки аутсайдеров. С его точки зрения, важно основной акцент в распределении денег национального проекта переместить из ведомства в общественные организации, сделать эту процедуру максимально прозрачной. Именно экспертная оценка попечительских и родительских советов, ассоциаций выпускников позволит, с одной стороны, сделать объективный непредвзятый выбор, а с другой - даст возможность гражданским институтам в образовании окрепнуть и работать дальше над осуществлением целей национального проекта.

С Хлопониным не согласилась председатель профсоюзов работников образования Галина Меркулова:

- Выбрать 10 тысяч лучших учителей будет очень непросто, - считает она. - Наряду с этим надо подумать о том, как поддержать не только лидеров, но и аутсайдеров в каждом селе и улусе. И индексация зарплаты учителям на 11 процентов в этом смысле не решение проблемы.

Коллегия вышла за рамки обсуждения национального проекта. В частности, руководитель московского департамента образования Любовь Кезина подняла вопрос о детских садах, которых сегодня остро не хватает в столице. Это стало сюрпризом для премьер-министра.

- А в целом вы поддерживаете министра Фурсенко? - поинтересовался Фрадков у Любови Кезиной.

- Да, это самое вменяемое министерство образования на моей памяти, - ответила она.

На коллегии много спорили о планирующемся узаконивании статуса "организация" для образовательных учреждений.

- Никого загонять в новые организационно-правовые формы не будут, - убеждал министр. - Это лишь предоставление новых возможностей тем, для кого рамки "учреждения" слишком узки.

С ним абсолютно согласился губернатор Тюменской области Сергей Собянин. В отличие от Галины Меркуловой, которая предупредила:

- Это крайне опасная вещь. Нельзя отпускать образовательные учреждения в свободное плавание, снимая субсидиарную ответственность за них с государства.

Президента Российской академии образования Николая Никандрова обеспокоило, что министерство собирается поставить в зависимость повышение зарплаты учителям от количества школьников в классе.

- В сельской школе обеспечить наполняемость классов на уровне 25 учеников нереально, - заявил академик Никандров.

- Да, в законе и нет такого норматива, - уточнил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Николай Булаев. - Там сказано, что классы наполняются, исходя из интересов родителей.

Правда, с точки зрения Булаева, это, наоборот, дезавуирует тот положительный эффект, который ожидается от перехода к отраслевой системе оплаты труда педагогов и на подушевое финансирование школьников.

Но губернатор Тюменской области Сергей Собянин тут же доложил о том, что с переходом на нормативно-подушевое финансирование зарплата учителей выросла в полтора, а в некоторых школах - и в два раза.

На коллегии был представлен сетевой план-график реализации национального проекта с конкретными сроками его исполнения. Премьер Фрадков посетовал, что его так никто из выступавших и не прокомментировал.

- Все должны выучить этот план-график наизусть, потому что спрос за выполнение этих сроков будет очень жестким, - подчеркнул в заключение премьер-министр.

Отвечая на вопрос "РГ" после коллегии, министр Фурсенко сказал, что он больше всего боится того скепсиса, который есть в обществе, в том числе и по поводу денег национального проекта.

- Дайте нам шанс, - попросил министр. - Все эти меры призваны стать инкубатором позитивных изменений в образовании.

Общество Образование Реформа образования