Никто не скрывает, что предстоящие две недели будут борьбой на ножах. Прапричина изнуряющего столкновения между партиями "Гражданская платформа" и "Право и справедливость" объясняется фатальным избирательным календарем: президентские выборы наложились на парламентские. Оттого в стране битый месяц политики бросаются камнями.
Воскресное голосование показало: 48-летний Дональд Туск и 56-летний Лех Качиньский почти поровну делят симпатии избирателей: у них соответственно - 36,3 и 33,2 процента поданных голосов.
Судьбу президентского поста теперь решат избиратели популиста, лидера польского крестьянства Анджея Леппера, который набрал 15 процентов голосов, и левый электорат Марека Боровского. Этот социал-демократ получил голоса 10 процентов избирателей.
В воскресенье на избирательные участки пришли впервые за последние 15 лет немногим менее половины поляков, имеющих право голоса. А значит, фавориты первого тура будут бороться за каждого соотечественника. Правда, по-разному. Штаб Леха Качиньского дал понять, что будет добиваться поддержки у электората Анджея Леппера и одновременно того, чтобы сторонники Марека Боровского остались 23 октября дома. Политтехнологи Дональда Туска свою тактику пока не раскрыли. Их больше беспокоит то, чтобы фаворит гонки выдержал до конца. Избирательная кампания, не секрет, изнурила его: скуластый, бровастый, он не в пример прежнему упитанному Леху Качиньскому очень похудел.
Не позавидуешь и самим полякам. С предпочтениями в самом деле трудно определиться. Дональд Туск и Лех Качиньский - оба правые, оба политически выросли из "Солидарности", оба непривычно чисты от обвинений в коррупции, оба готовы реформировать общество. Однако обращаются они - и в этом изюминка - с разными словами к разным слоям общества.
Тыл Дональда Туска - бизнес, молодежь, городской средний класс. За Качиньского - пенсионеры, безработные - их в Польше сегодня 18 процентов, - малообеспеченные слои населения. Но главное - за него католическая церковь.
Туск и Качиньский, пожалуй, в одном солидарны. Оба не будут терпеть коррупцию и влияние бывших коммунистов в государственном аппарате и армии. Далее - различия. Туск ратует за ограничения вмешательства государства в экономику. Он за приватизацию, снижение налогов. Качиньский, напротив, считает, что государство должно играть регулирующую роль в экономической жизни и оказывать поддержку населению в социальной области. Он убежденный сторонник католических ценностей, в том числе и в семейных отношениях.
Разнятся фавориты в вопросах внешней политики, кроме одного - подхода к России, который должен быть более жестким.
"Если мы называем себя патриотической партией, - заявил Лех Качиньский, - то интересы Польши для нас должны быть на первом месте. Мы хотим, чтобы наша политика в отношении России не была трусливой. Да, я хотел бы добрых отношений и дружбы и с Россией, и с Германией, но ни в коем случае не в ущерб собственно польским интересам".
Дональд Туск заверил, что он не будет являть собой угрозу для международной позиции Польши. "Я буду, - сказал он, - строить равноправные отношения с Германией и Россией, причем без ненужного радикализма".