Новости

11.10.2005 00:00
Рубрика: Экономика

Российская загадка

ВВП растет, производство падает
Снижение темпов

Последние три месяца наблюдается тенденция снижения и этих невысоких темпов. Так, за семь месяцев 2005 года прирост выпуска в промышленности составил 4,1 процента, за восемь месяцев - 3,7 процента и, по прогнозу на январь-ноябрь, ожидается дальнейшее снижение до 3,6 процента. Следуя этим цифрам, можно говорить о первых признаках стагнации.

Понижательные тенденции в темпах прироста наблюдаются в двух секторах промышленного производства. Добыча полезных ископаемых увеличилась за январь-сентябрь, по оценке, на 1,1 процента, а за предыдущие восемь месяцев - на 1,2. В обрабатывающих производствах прирост составил 5,4 и 5,7 процента соответственно. При этом даже лидер промышленности - производство машин и оборудования - постепенно снижает объемы выпуска продукции (хотя они все еще высоки): 9,6 и 10,2 процента за соответствующие периоды.

Положительный вектор

В этой ситуации несколько обнадеживает динамика капитальных вложений, которая за девять месяцев по темпам прироста почти догнала годовые объемы 2004 года (10,9 процента). За январь-сентябрь инвестиции в основной капитал, по оценке, увеличились на 9,8 процента. И это не случайно. Основной вектор экономической политики государства претерпевает существенные изменения. В начале года происходило наращивание административно регулируемых тарифов, налоговые органы сосредоточились на выбивании недоимок по платежам в бюджет и деле "ЮКОСа". В последние же месяцы государство озаботилось своей новой финансовой и экономической ролью, призванной, по идее, изменить ситуацию.

Бюджетные деньги

И основным фактором здесь стали бюджетные деньги. По данным Федерального казначейства, за восемь месяцев 2005 года объем непроцентных расходов федерального бюджета составил 17,5 процента ВВП против 15,6 процента за аналогичный период прошлого года. И если раньше наблюдалась задержка с финансированием уже запланированных расходных статей, то теперь мы имеем опережающее выделение денег минфином. За январь-август федеральным бюджетом было покрыто 73,1 процента бюджетных статей, запланированных на 2005 год. При этом основная часть расходов второго квартала была, например, профинансирована в апреле, а третьего - в июле.

Внесенный правительством в Госдуму проект бюджета на 2006 год продолжает эту политику, включая не только более широкое финансирование социальных статей, но и активную инвестиционную политику, вплоть до государственных гарантий под крупные инвестиционные и экспортные проекты.

Монетарная политика

От бюджетной политики не отстает и монетарная. Если в начале года Центральный банк проводил сжатие денежной массы, рассчитывая удержать таким образом инфляцию в рамках запланированных ранее параметров, то теперь его политика стала несколько иной. Только за июнь-август 2005 года денежная масса выросла на 10,2 процента. До конца года, согласно оценкам министра финансов

А. Кудрина, она увеличится еще более чем на 10 процентов с достижением годового показателя 26 процентов. Для сравнения: по итогам первых пяти месяцев текущего года прирост денежной массы не превышал 12,9 процента, а за январь-август - 17,7 процента.

Население и бизнес не проиграют

Финансовая активность государства затрагивает в первую очередь относительно бедные слои населения, увеличивая их потребительскую активность прямо (через выплату пенсий и бюджетных зарплат) и косвенно (через бюджетные заказы). Для бизнеса нынешняя бюджетно-финансовая экспансия означает достаточно предсказуемые условия экономического развития по крайней мере на среднесрочную перспективу. И неслучайно поэтому нынешний год стал рекордным по объему привлечения реального (а не офшорно-российского) иностранного капитала в Россию. Открывая производство на нашей территории, западные компании получают шанс снизить цены своей продукции относительно импорта, а значит, и возможность доступа к крайне чувствительной к ценовому параметру "бюджетно-зависимой" группе потребителей. Более того, у иностранцев возникает шанс включиться в обслуживание прямых государственных заказов, например, по закупкам инсулина в рамках программы монетизации льгот или приобретения автомобилей для чиновников.

Предложенная государством политика может продлиться на довольно длительный срок, если цены на нефть останутся на уровне свыше 30-40 долларов за баррель.

Трудности ТЭКК сожалению, выбранная государством модель экономического развития имеет не только положительные стороны. Пожалуй, наиболее очевидной отрицательной стороной является стремительное наращивание налогового бремени на топливно-энергетический сектор экономики, который ответствен за формирование львиной доли бюджетных доходов.

Ускоренное изъятие доходов ТЭК оборачивается здесь падением производственной и инвестиционной динамики. По предварительной оценке, прирост промышленного производства в секторе добычи топливно-энергетических полезных ископаемых за январь-сентябрь 2005 года составит всего 1,6 процента, а по итогам одиннадцати месяцев не превысит 1,7 процента. Для сравнения: в 2004 году эта часть экономики выросла на 7,5 процента.

Некоторые положительные сдвиги

Но некоторый негативный аспект, связанный с бюджетной накачкой экономики, может быть перекрыт положительным эффектом в других секторах. В первую очередь, конечно, речь идет о производствах, ориентированных на конечный потребительский спрос. По нашему прогнозу, за январь-ноябрь 2005 года выпуск пищевых продуктов, напитков и табака увеличится на 4,8 процента против 3,0 процента в 2004 году. Химическое производство возрастет на 3,3 процента. В легкой промышленности прошлогодний спад на 6,4 процента сгладился. По итогам одиннадцати месяцев снижение выпуска в текстильном и швейном производстве не превысит 1,6 процента. Останутся высокими показатели и в инвестиционном секторе. Рост производства транспортных средств и оборудования достигнет 4,5 процента. Для сравнения: общий показатель прироста обрабатывающей промышленности за этот же период - 5,2 процента.

Сохранение тенденции

Таким образом, основной движущей силой нынешней экономической динамики является довольно агрессивная бюджетная и монетарная политика государства. Пока ее положительные эффекты, связанные с расширением потребительской и инвестиционной активности, не очень видны. И на ближайшие месяцы перемен в тенденциях вряд ли следует ожидать.

Экономика Макроэкономика