Напомним, проект реформирования самых восточных энергосистем страны был утвержден в начале сентября. В первую очередь он направлен на создание объединенной энергосистемы Дальнего Востока. В ее состав войдут компании, разделенные по видам деятельности: генерирующая, распределительная сетевая и сбытовая. Этот холдинг создается на базе технологически связанных между собой энергокомпаний юга региона: Хабаровского и Приморского краев, Амурской области и южного энергоузла Якутии.
В изолированных районах — на Чукотке, в Магаданской и Сахалинской областях, на Камчатке и в Корякии — реформы пройдут по индивидуальным проектам, которые еще только разрабатываются и будут утверждены к концу этого года. Пока ясно одно: на этих территориях делить энергоактивы нецелесообразно.
Впрочем, по какому бы сценарию ни шли реформы, обычных людей беспокоят два момента: чтобы в домах были свет и тепло, а цены оставались неизменными. Поэтому вопросы журналистов касались в основном тарифной политики и субсидирования дальневосточных территорий. «Провайдеры» реформ заверили, что, по их подсчетам, вплоть до 2010 года рост цен останется в рамках инфляции и будет даже ниже ее уровня, при этом в каждом регионе, с учетом издержек энергокомпаний и интересов жителей, будут свои энерготарифы — такие, какие установят региональные энергетические комиссии. По мнению реформаторов, государство должно сохранять контроль над дальневосточной энергетикой, хотя бы до момента возникновения здесь рыночной среды.
Что же касается бесперебойного энергоснабжения, то первым пунктом в списке целей реформирования энергосистемы Дальнего Востока стоит повышение надежности ее работы.