12.10.2005 23:00
    Поделиться

    Минобразования проверило Воронеж

    В системе образования области сегодня занято более 54 тысяч педагогических работников. Как правило, это неравнодушные люди, искренне беспокоящиеся за судьбы учеников, студентов и образования вообще. Все понимают, что серьезные перемены в отрасли необходимы, но само слово «реформа» пугает – неясностью цели, исходом затеянных мер. Серьезного разговора ждали и надеялись, что замминистра все разъяснит.

    Время юристов и экономистов

    Первая встреча Андрея Геннадьевича состоялась с ректорами вузов области. Студенты в университетах обучаются по 220 специальностям. Весной дипломировали 19 тысяч выпускников. Казалось бы, впору радоваться, но не все так хорошо: 36 процентов молодых специалистов закончили вузы по специальности юриспруденция и экономика. Рынок юристами и экономистами переполнен, стало быть, более половины выпускников устроятся работать не по профилю. Стоило ли в таком случае их учить, а им учиться? Как сказал вице-губернатор Юрий Савинков, вузы пытаются корректировать эту составляющую, и результат скоро будет виден.

    Вторая беда, словно в противовес «перепроизводству», – дефицит учителей в селах вообще и английского языка, в частности.  Пополнить их число несколько лет назад решено за счет так называемого целевого набора способных выпускников, которых, по предложению школ, направляют на дальнейшую учебу за счет областной администрации. Летом, к примеру, поступили в педвузы сто целевиков. Не приехать обратно в родной район после учебы они не смогут – придется возвращать затраченные деньги. Но, по словам ректора педагогического университета Вячеслава Подколзина, года через два-три эти сельские учителя уже снова приезжают в Воронеж и устраиваются на любую, кроме школьной, работу. Причина, как правило, одна – прожить молодому специалисту на учительскую зарплату невозможно. Именно из-за ее мизерной суммы родители отговаривают детей поступать в педвузы, не идут в учителя лучшие выпускники городских школ и не исключено, что в селах скоро будут работать с детьми только те, кому деваться некуда. Ситуация, таким образом, складывается опасная и требует перемен.

    Как пояснил заместитель министра Андрей Свинаренко, образование, конкурентоспособное на мировом рынке, вошло в число приоритетных национальных направлений. По федеральной целевой программе развития образования до 2010 года, утвержденной правительством, предусмотрено значительное увеличение финансирования пяти приоритетных проектов – более 14 миллиардов рублей в 2006 году и свыше 26 миллиардов в 2007-м. Он уточнил эти основные направления: оценка и контроль качества, совершенствование механизма лицензирования и аттестации вузов, инновационные программы, которые немыслимы без развития науки, совершенствование стандартов и программ на всех уровнях образования, подготовка современной учебной литературы (прежде всего, учебников), создание механизмов участия институтов гражданского общества в управлении образованием. Замминистра подчеркнул, что все пять направлений в значительной степени связаны между собой. К примеру, стандарты общего образования направлены на формирование способностей и компетентности учащихся, а не на механическое запоминание информации. А для этого дети должны учиться по лучшим учебникам, отвечающим всем требованиям учебного процесса, без чего качество обучения обеспечить невозможно. Получается единая цепочка с узелками, завершающаяся выпускными экзаменами для умного, продвинутого одиннадцатиклассника.

    При этом ключевую роль должны играть инновационные учебные заведения, создающие и реализующие новые образовательные программы и технологии и т. д.

    Испытания министерством

    Пояснил заместитель министра и дальнейшую судьбу единых государственных экзаменов. К слову, школы Воронежской области участвовали в эксперименте три года, и выпускники неплохо себя показали по их результатам. «В то же время  очевидно, что ЕГЭ не должен быть единственным критерием оценки качества, – сказал гость, – помимо Единого решено использовать еще и результаты олимпиад». Кроме того, выпускники должны иметь выбор – сдавать экзамены в традиционной форме или в форме ЕГЭ. Как считает министр образования Андрей Фурсенко, если на ЕГЭ по профильным предметам ученик получает слишком низкие баллы, его нельзя принимать в вуз – ни на бюджетное, ни на внебюджетное место. Пусть пересдает экзамен. Такая система позволит создать фильтр на входе в вузы. Тем не менее, ведущим вузам разрешено устанавливать дополнительные вступительные экзамены, чтобы найти своего студента.

    Многое из сказанного не было откровением для педагогической общественности. Курс на качество и инновации в школах и вузах области стало темой дня еще в 90-е годы.  Кроме того, для повышения стартовых возможностей детей все последнее время обращалось пристальное внимание на предшкольное образование. В районах получили развитие центры дополнительного воспитания дошколят, где детей многому учат и успешно готовят к десятилетке. Родители считают долгом направить туда ребенка даже помимо посещения детского сада. К слову, заместитель министра чуть позже, на пресс-конференции, дал высокую оценку уровню образовательной системы, назвав область «испытательной площадкой» министерства по отработке новаций.

    Руководитель главного управления образованием Яков Львович, выступивший на совещании с активом педагогов, связывает дальнейшее совершенствование системы образования в области с развитием школьных округов. Первые 145 автобусов, подаренных сельским районам за два последних года, как нельзя лучше помогают улучшить преподавание в старших, профильных, классах: ребят из удаленных сел привозят на уроки в базовые школы, в районные центры.

    Но учителей и родителей крайне беспокоит ухудшение здоровья учеников. Нездоровый человек не сможет успешно усваивать знания на уроках, заниматься дополнительно, участвовать в научных исследованиях. На здоровье детей в области в последние годы обращается большое внимание. Добились, чтобы почти все школьники летом успели отдохнуть в загородных или пришкольных лагерях, больных из малоимущих семей отправляют в южные здравницы. Немало средств затрачивается на приобретение школами мебели по росту, на улучшение освещенности классов и т. д. К началу учебного года почти все учебные заведения области оборудованы «тревожными кнопками» и системами противопожарной безопасности – дети должны учиться спокойно! Кроме того, стали системными надзор и профилактика безнадзорности учащихся.

    В храм со своим марганцем

    И все же проблем в образовании хватает. И дело не только в засилье бездарных учебников разных авторов, заполонивших книжные магазины или в низкой зарплате учителей. Без возможности нормально устроить быт, не только в селах, но и в городах, в классах не появятся разносторонне образованные молодые специалисты. Школы, увы, в основном держатся на старых испытанных кадрах предпенсионного и пенсионного возраста. Это ненормально. В сельских школах, кроме того, остро не хватает наглядных пособий – объяснение тем по физике или химии предметники ведут порой на пальцах. Ребята, по просьбе учителя, сами покупают для опытов марганец и другие препараты. Эти примеры приводили директора школ из глубинки, на что руководитель главного управления Яков Львович смог ответить хорошей новостью: около 40 оборудованных кабинетов по упомянутым предметам уже поступили в районные отделы образования. А в будущем году на нужды школ будет направлено 24 процента расходной части консолидированного бюджета области.

    Но в ответ школам нужно встряхнуться. В конечном счете, работать с учениками творчески, по-новому не только интересно, но и выгодно. Коллективам, создающим новые образовательные программы и технологии и работающим по ним, будет обеспечена поддержка государства. Как уже известно, «в рамках реализации приоритетных национальных проектов планируется учредить ежегодные поощрения по 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны. Как сказал Андрей Свинаренко, процедуры отбора  и критерии оценки лучших подготовлены и будут вынесены на общественное обсуждение. Андрей Геннадьевич добавил, что в течение двух лет зарплата педагогам вырастет в полтора раза. Будут поддержаны почти миллион классных руководителей - по 1000 рублей, поощрение трех тысяч инновационных школ в 1 миллион рублей.

    Во второй половине дня замминистра пригласили поучаствовать в торжественной церемонии открытия нового корпуса ВГУ. Красивое 10-этажное здание удачно втиснули во двор напротив петровского сквера, оно  стало самым высоким в центре города. На крыше – смотровая площадка. Сюда разместят юристов, факультеты романо-германской филологии и филологический. Занятия начнутся не раньше февраля, в оставшееся время, как сказал ректор университета Иван Борисов, не торопясь, завезут мебель и оборудование.

    Заместитель министра дал высокую оценку уровню воронежской образовательной системы, назвав область «испытательной площадкой» министерства по отработке новаций.

    Поделиться