Вчера же минфин и минэкономразвития почти синхронно усомнились в эффективности снижения ставки НДС. Тогда как именно им премьер-министр Михаил Фрадков поручил заняться этим вопросом.
Андрей Илларионов, напомним, еще весной поддержал идею снижения ставки НДС как "абсолютно рыночную меру". А теперь советник президента ввел в оборот термин "петрокапитализм" для обозначения ресурсной зависимости отечественной экономики. По его словам, этап развития экономики, начавшийся в 2003 году, характеризуется такими факторами, как прекращение налоговой реформы, разрушение Стабилизационного фонда с помощью повышения цены отсечения и создания инвестфонда, последовательная квазинационализация нефтяной промышленности: "В результате экономический рост в России оказывается существенно ниже потенциального".
"Как выбраться из петро-ямы?" - задал сам себе вопрос Андрей Илларионов. И не замедлил выдать уже неоднократно им озвученные рецепты. В их числе - полномасштабная приватизация всего энергетического сектора, снятие ограничений на присутствие иностранных инвестиций в энергетике, трубопроводной сфере и портах, использование ресурсов Стабфонда только вне страны, недопущение присоединения России к действиям ОПЕК. Подразумевая недавнюю сделку по покупке "Газпромом" "Сибнефти", советник президента А. Илларионов заявил, что "приобретение квазигоскомпаниями частных компаний и увеличение нерыночного сектора ведет к замедлению темпов экономического роста".
В свою очередь министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил журналистам, что снижение НДС, в случае падения цен на нефть, может принести большие финансовые риски. Напомним, что в конце прошлой недели после заседания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству Михаил Фрадков одобрил дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста. Именно минфину и минэкономразвития поручили разработать предложения по снижению уже в 2007 году ставки НДС с 18 до 13 процентов.
Эксперты "РГ" предполагали (о чем газета писала 11 октября), что столь резкое снижение налогового бремени вызовет острую дискуссию. Судя по всему, она уже началась. "На мой взгляд, - сказал Герман Греф, - на сегодняшний день ключевые проблемы - администрирование и возврат экспортного НДС. По расчетам минфина, меры по ускоренному возврату НДС с 2007 года приведут к выпадению доходов на сумму около 200 миллиардов рублей". По мнению министра, совмещение двух мер - ускоренный возврат НДС и снижение ставки налога - "дает около 0,5 триллиона рублей выпадающих доходов". Правда, Греф обещал еще уточнить эту цифру, но если он прав, то риски действительно велики. Тем не менее минэкономразвития готово еще раз провести все расчеты и вернуться к теме снижения НДС. Хотя полгода назад, когда этот вопрос обсуждали в первый раз, казалось, все уже было сказано: налог снижать нельзя. Но коль есть поручение, дискуссию можно продолжить. Греф особо подчеркнул, что наиболее тревожащий его риск связан с возможным падением цен на нефть, а НДС, независимо от этого, является одним из наиболее "устойчивых и собираемых налогов". Так что он становится чуть ли не козырной картой в борьбе за устойчивость экономики и ее иммунитетом к всевозможным катаклизмам.
Судя по всему, не собирается менять свою позицию и минфин. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов дал четко понять, что его ведомство "по-прежнему резко возражает" против снижения ставки НДС. Хотя и не против самой идеи послабления налогового бремени. Но, по мнению Шаталова, упор надо делать на прямые налоги, а, дескать, косвенные, к которым и относится НДС, не так уж и обременительны для бизнеса. Кроме того, считает замминистра, до сих пор не было "обнаружено зависимости между снижением НДС и темпами экономического роста". Но зато этот налог "обладает хорошими защитными, страхующими механизмами". Дальнейшие рассуждения Шаталова полностью совпали с аргументами Грефа, хотя и выступали они на разных площадках.
Надо сказать, что и независимые эксперты скорее склонны поддержать снижение прямых налогов, то есть тех, которые взимаются непосредственно с доходов и имущества. В первую очередь речь, конечно, идет о налоге на прибыль. Но это пока из области благих пожеланий. И неудивительно, что бизнес горой стоит за предложение премьера, которое уже обрело форму "официального поручения". Чем закончится второй раунд "битвы за снижение НДС", сегодня никто не решается прогнозировать. Но ясно одно, замять вопрос, как это было в начале года, теперь вряд ли удастся.