Сергей Ознобищев, директор Института стратегических оценок:
- Вчерашние трагические события в Нальчике представляют для России еще один акт проявления доморощенного терроризма.
До тех пор, пока мы будем прятаться за устраивающих кого-то объяснения и извиняющие подчас собственное бездействие и неоднозначно неэффективные действия, списывать происходящее на международный терроризм, мы будем обречены на клонирование Беслана, вчерашних событий в Нальчике, все это будет повторяться.
Этот конвейер насилия, терроризма необходимо остановить. Но ведь до сих пор у нас не принят закон о противодействии терроризму. Пока в Госдуме он принят в первом чтении. Сколько еще должно погибнуть россиян, чтобы наконец он был принят?
Есть два аспекта терроризма. Это политический и организационный. Политический будет актуален до тех пор, и это доказывает мировая практика, пока идеологические и политические корни этого насилия не будут выдернуты политическими же методами. Хотя не исключаются и силовые методы. Надо в первую очередь политическими средствами устранить первопричину терроризма. А это в России - ситуация в Чечне. Эту часть России надо поставить на нормальные рельсы гражданского развития. А пока там существуют двойные стандарты и подходы к ситуации, мы не сможем заставить людей полностью переключиться на мирную жизнь.
Надо договариваться со всеми, с кем можно. У нас это называется - "со всеми здоровыми силами". И в этот список должны входить и влиятельные, реалистически мыслящие полевые командиры. Там тоже есть разумные люди, которым надоела война. При этом надо предпринимать и все меры к полному закрытию чеченской границы. Это очень дорого, но жизнь людей бесценна.
Что касается организационных мер, то эффективным решением может быть срочное создание единого антитеррористического центра, который был бы локализован и расположен где-то на Кавказе, причем центрального подчинения с абсолютным единоначалием. Главное, чтобы его возглавил человек, который отвечал бы за разрешение подобных ситуаций. Ведь и Беслан, и вчерашние события в Нальчике свидетельствуют о том, что в политической власти и в силовом командовании до сих пор существует полная неразбериха. Это надо исключить. Иначе террористические удары будут продолжаться, в первую очередь по национальным окраинам России. Ведь, скажем честно, там силовые структуры слабы и коррумпированны.
Еще один момент. До сих пор не известно общественности, как появились террористы в Беслане, как они проникали в другие города. Это "игра в прятки" силовиков от общественности наносит только вред. И те, кто находится на острие борьбы с этим злом, должны чувствовать себя людьми привилегированными, уважаемыми в государстве, иметь достойное существование. Но этого сегодня мы не наблюдаем.
И пока не будет разрублено это сочетание политических первопричин и организационных, мы будем обречены на такие удары в спину, в слабо защищенные места. А они, конечно, - не центральные города. Хотя и там происходят теракты. Кавказские и прикавказские республики сегодня обречены на нападения террористов.
Что касается превентивных мер, кроме создания единого антитеррористического центра, надо исключить творчество на месте. Иначе все это превращается в неразбериху, когда все боятся взять ответственность на себя. Этим пользуются террористы.
Еще раз хочу подчеркнуть важность скорейшего создания единого антитеррористического центра с четко прописными инструкциями, а главное - сильной разведкой. Ведь в Нью-Йорке на основании информации хорошо сработавшей разведки смогли предотвратить теракты в метро.
Подготовил Владимир Богданов