14.10.2005 02:00
    Рубрика:

    Филипп Нуаре - король французского кино

    "Для такого лентяя, как я, мне кажется, я даже слишком много работаю!"

    Нуаре с детства вжился в роль человека с ленцой, которому не очень хочется напрягаться, куда-то стремиться и чего-то добиваться. При этом он - чемпион по количеству фильмов, снятых с его участием. Фильмография Филиппа Нуаре насчитывает почти полторы сотни картин, и ни одна из них не провалилась в прокате. Многие критики считают, что актер во всех ролях играет самого себя, не перевоплощаясь в неузнаваемых и противоречивых героев. Но волшебным образом все эти персонажи оказываются запоминающимися, с особой изюминкой.

    Актером Нуаре стал вопреки традициям своей семьи, весьма состоятельной, глава которой был коммерческим директором крупной компании. Из родного Лилля, города на севере Франции, будущей мегазвезде французского кино пришлось довольно часто надолго уезжать - работа отца требовала разъездов. В учебных заведениях, куда устраивали этого увальня, он не задерживался - такого ленивого и нерадивого ученика постоянно исключали. Наконец, в закрытом иезуитском колледже Нуаре нашел для себя место, где было не так скучно получать знания. Ему понравилось, что там обнаружилась большая и богатая библиотека, а читать он обожал. Но главное, в этой школе учащиеся играли в любительском театре и пели в хоре. Родители были в ужасе, когда Филипп заявил, что едет в Париж учиться актерскому мастерству. В высшее учебное заведение - Консерваторию - его не приняли, но на курсы драматического искусства Р. Белена взяли охотно. В 1951 году молодой Нуаре начал свою актерскую карьеру в небольших театрах Парижа. И тут судьба сделала ему подарок - приятель попросил подыграть на пробах в самый передовой и престижный в 50-е годы Национальный народный театр (TNP). После показа к Нуаре подошел знаменитый актер и режиссер Жан Вилар и предложил вступить в труппу. Играть рядом с Жераром Филипом, Марией Казарес, Жоржем Вильсоном - звездами французского театра - об этом он не решался даже мечтать.

    "Мне было двадцать лет, а играть приходилось стариков".

    Возможно, из-за солидной "фактуры" и слишком сдержанной актерской манеры Филиппу Нуаре давали возрастные роли в "Сиде", "Лорензаччо", "Марии Тюдор", "Ричарде III" и других классических пьесах. А ему хотелось проявить себя в другом качестве. И тогда вместе с другом - актером они придумали смешные номера для кабаре. Эта парочка имела большой успех: Нуаре изображал увальня - тугодума, а его приятель Жан-Пьер Дарр был полной противоположностью - шустрым и ловким типом. Так прошло 11 лет, пока в его жизни не возникло кино.

    "Я не ожидал, что сумею так надолго отдалиться от театра".

    Сначала ничто не предвещало этому актеру такого бурного "романа" с кинематографом. Как это бывает, Нуаре случайно оказался на съемочной площадке в 1954 году - заболел коллега по театру и попросил заменить его, сыграв роль бедного рыбака в дебютном фильме "Короткая песчаная коса" их общей подруги, фотографа TNP Аньес Варда. Но прошло еще шесть лет, прежде чем режиссеры обратили внимание на удивительную способность малоизвестного актера творить на экране чудеса. Его персонажи, не важно - положительные или отрицательные - вызывали огромную симпатию. Рядом с Нуаре блеклыми казались даже известные красавцы кинозвезды. В 1960 году после комедии Луи Малля "Зизи в метро", в которой он сыграл колоритного дядюшку Габриеля, знаменитый режиссер Рене Клер предложил Филиппу роль мошенника в своем фильме "Все золото мира". И тут настал момент триумфа - Нуаре блестяще справился с задачей, хотя его партнером был выдающийся французский комик Бурвиль. После этой работы не случилось того, что обычно бывает с удачливыми дебютантами, когда их типаж эксплуатируют режиссеры. Нуаре начал сниматься в самых разнообразных ролях. Он играл и аристократов, и полицейского-насильника, и добрых, но слабовольных героев. В 60-е годы актера наперебой звали в свои фильмы Жорж Франжо ("Тереза Дескейру"), Ив Роббер ("Друзья", "Блаженный Александр", "Клерамбар"), Жан-Поль Раппно ("Жизнь в замке"), Уильям Кляйн ("Кто вы, Полли Мэггу?"). Даже Альфред Хичкок не устоял перед обаянием и мастерством Филиппа Нуаре, сняв его в картине "Топаз".

    "Мне показалось, что я вышел из больницы после тяжелой болезни: такое разнообразие ролей, жанров, партнеров, режиссерских стилей выгодно отличалось от того, что я делал в театре".

    Самый бурный и славный период наступил в актерской жизни Нуаре в 70-80-е годы. Один за другим выходили на экран фильмы, после которых уже никто не сомневается в его таланте и возможностях: "Старое ружье" (премия "Сезар" за лучшую роль), "Большая жратва", "Нежный полицейский", "Украли бедро Юпитера", "Откройте, полиция", "Старая дева". Удивительная особенность этого актера, прославившегося в первую очередь своим французским шармом, состоит в том, что самые удачные роли он сыграл в фильмах итальянских режиссеров: Марко Феррери, Франческо Рози, Джузеппе Торнаторе (его картина "Кинотеатр "Парадизо" с Нуаре получила Гран-при в Каннах в 1989 году). Еще один человек, сумевший показать талант Нуаре во всем его расцвете, - режиссер Бертран Тавернье ("Часовщик из Сен-Поля", "Следователь и убийца", "Неделя отпуска", "Жизнь - и больше ничего", за эту роль актер получил вторую премию "Сезар"). В 90-е годы Нуаре немного сбавил темп. Он проводит много времени в своем имении, где с увлечением занимался лошадьми. Но кино не осталось без "самого французского из французских актеров". Нуаре продолжает сниматься и играет в театре. Новый фильм с его участием - "Эди" вышел на экраны в этом году.